Продуктовый ритейл в поисках новых стратегий роста

Ксения Шульгина, Ведущий финансовый аналитик

Акции отечественных продовольственных сетей по итогам сентября обновили многолетние минимумы:

  • Магнит обновил минимумы на Мосбирже с июля 2012 года

  • Лента обновила исторические минимумы на Мосбирже

  • X5 на LSE обновил минимумы с августа 2016.

На фоне замедления темпов роста выручки в борьбе за потребителей и долю рынка сети ищут новые драйверы роста.

МАГНИТ

Представил обновленную стратегию развития на следующие 5 лет, которую инвесторы встретили без оптимизма.

Основные пункты стратегии:

1. Покупка фармдистрибьютора «СИА Групп» у своего нового акционера «Марафон Групп» в силе. И хотя никаких конкретных условий по сделке не прозвучало, инвесторы надеялись на ее отмену.

Недовольство инвесторов связано с тем, что это сделка с аффилированной стороной, а также с тем, что менеджменту придется переключиться на развитие непрофильных активов в условиях замедления роста основных форматов.

Однако, мы бы не стали так негативно оценивать перспективы данной сделки в отсутствии конкретных условий. Магнит с прошлого года развивает собственную аптечную сеть, и покупка СИА позволит увеличить рентабельность аптечного бизнеса ритейлера за счет приобретенных логистических мощностей. Кроме того, аптечная сеть ритейлера будет интегрирована с магазинами «Магнит Косметик», выручка которых растет быстрее других форматов (13,7% за первые 6 месяцев 2018 года). Таким образом, общая логистика позволит повысить эффективность формата дрогери.

2. Кроме того, менеджмент Магнита заявил о планах по агрессивному росту сети в течение 2019 – 2023 гг.

 За 5 лет ритейлер планирует увеличить :

  • Сеть магазинов «у дома» с 13,4 тыс. до 22,8 тыс.

  • Количество супермаркетов «Магнит семейный» с 0,5 тыс. до 0,9 тыс.

  • Сеть магазинов дрогери «Магнит Косметик» с 4,4 тыс. до 9,3 тыс.

  • Прочие: аптеки, Cash&Carry, ультрамаленькие магазины довести до 9 тыс. торговых точек.

Всего за 5 лет Магнит собирается открыть 23,7 тыс. новых магазинов и к 2023 году увеличить долю рынка с текущих 9% до 15%.

Масштабные планы по росту сети потребуют значительных капзатрат. По нашим оценкам совокупный объем капвложений может составить 250-260 млрд. руб. в течение 5 лет, что негативным образом отразится на долговой нагрузке ритейлера, а также дивидендных выплатах.

На этих новостях мы снижаем рекомендацию по акциям Магнита до Держать с целевой ценой 4 380 руб. за штуку, что соответствует апсайду 13% к текущим котировкам.

ЛЕНТА

Котировки ДР Ленты усилили снижение после того, как в конце августа Менеджмент сети снизил прогноз по открытиям магазинов в 2018 году из-за проблем на рынке недвижимости: переноса сроков ввода в эксплуатацию районных комплексов в Москве, где компания арендует площади под супермаркеты.

В результате прогноз по новым открытиям на 2018 год был снижен до 40 супермаркетов (ранее 50) и 18 гипермаркетов (ранее 20). Также был понижен прогноз по капзатратам с 30-35 млрд. руб. до 25-30 млрд. руб.

Тем не менее, мы считаем текущее снижение котировок Ленты не оправданным. По итогам 1 полугодия Лента продемонстрировала высокий рост сопоставимых продаж, стабильное увеличение торговых площадей, и, как результат, рост выручки сети на 18,2%. Стабильная валовая рентабельность и маржа EBITDA выше аналогичных показателей Магнита и X5. Из негативных моментов можно отметить высокую долговую нагрузку NetDebt/EBITDA = 2,8x.

Мы обновили DCF-модель и понизили целевую цену для одной ДР Ленты до 347 руб. Однако с учетом текущего снижения котировок повышаем рекомендацию до Покупать с апсайдом 46%.

X5 Retail Group

Несмотря на сохранение лидирующих позиций по темпам роста выручки и торговых площадей, общая тенденция не обошла лидера рынка, и темпы роста доходов сети замедлились с 27,5% во 2 квартале 2017 года до 19,3% по итогам 2 квартала 2018 года.

Валовая маржа X5 стабильна, маржа EBITDA  увеличилась во втором квартале до 7,7% (сравнявшись с уровнем Магнита) с 6,3% по итогам первых трех месяцев 2018 года.

Уровень NetDebt/EBITDA вырос до 2,18x на 30.06.2018 года с 1,73x по итогам 2017 года. Напомним, что при принятии решения о дивидендах компания руководствуется целевым показателем соотношения NetDebt/EBITDA на уровне ниже 2х.

В этих условиях X5 Retail Group стремится к реализации стратегии по омниканальному развитию бизнеса.

3 октября 2018 года был запущен он-лайн супермаркет «Перекресток» в Санкт-Петербурге.

"Перекресток-онлайн" был запущен в Москве в апреле 2017 года.

Кроме того, Х5 и Совкомбанк планируют создать СП по выдаче заказов из интернет-магазинов. X5 направила ходатайство в ФАС о приобретении 50% принадлежащего Совкомбанку "ЦТБ".

Сеть ЦТБ состоит из 450 локеров под брендом "Халва“. Совместное предприятие получит право размещать постаматы в магазинах X5 сроком на пять лет.

Несмотря на перспективность направления интернет-торговли для продуктового ритейла, это уже не первая попытка сети по развитию он-лайн магазинов. Поэтому пока оценить эффект на будущие финансовые метрики достаточно сложно.

Наша целевая цена для ДР X5 составляет 1 631 руб. за штуку с апсайдом 14% к текущим котировкам, что соответствует рекомендации Держать.

 

 

pdf,
353.0 kB
Ритейл 04.10.2018
RUEN