Известия: ТНК-ВР ограничат переработку нефти на Украине

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

Чиновники серьезно настроены прекратить использование давальческих схем переработки российской нефти на иностранных НПЗ. Как удалось выяснить "Известиям", Министерство энергетики предлагает запретить их со II квартала 2012 года. Но при этом лазейка останется - при желании нефтяники смогут получить временное разрешение на толлинг. Государство намекает, что нефтяным компаниям надо наращивать переработку внутри России, говорят эксперты.

При переработке нефти на зарубежных НПЗ возникают проблемы с контролем за возвратом на родину всех полученных продуктов. Конфигурация иностранного завода может измениться, его владельцы понизят или повысят выход так, как им выгодно. А таможенникам и сотрудникам Минэнерго не хватает полномочий, чтобы проконтролировать соблюдение установленных для таможенных целей стандартных норм выхода продуктов переработки, рассказал информированный источник в Минэнерго. Плюс к этому на первом месте для государства стоит поддержка и модернизация российских, а не иностранных НПЗ.

Именно поэтому толлинг нефти надо запретить, рассуждают чиновники. Для этого потребуется ввести общий запрет для всех стран Таможенного союза. Это может произойти, как только станет понятно, что дефицит топлива в России снова не возникнет и модернизация на российских НПЗ ведется по плану.

При этом даже после запрета толлинга вывозить нефть на переработку будет возможно - по временным разрешениям Федеральной таможенной службы и Минэнерго. Скорее всего разрешение будет касаться производства тех нефтепродуктов, недостаток которых ощущается в самой России, в первую очередь бензина и зимней солярки, уточняет собеседник "Известий".

Правда, нефтяникам для этого придется раскрыть схему переработки нефти на иностранном НПЗ.

Фактически по давальческим схемам работает только ТНК-ВР, которая перерабатывает нефть на принадлежащем ей Лисичанском НПЗ, а потом возвращает в Россию полученные нефтепродукты. В сентябре завод планирует переработать 410 тыс. т нефти, из них 370 тыс. т по давальческой схеме, говорят в украинской компании. Маржа (прибыль, остающаяся в распоряжении НПЗ) минимальна-в среднем за семь месяцев 2011 года она составила $2,3 с тонны. Покупать нефть Лисичанскому НПЗ категорически невыгодно из-за того, что Украина не входит в Таможенный союз, тонна сырья обходится заводу где-то на $120 дороже, чем НПЗ в России, Белоруссии или Казахстане.

У "Лукойла" тоже есть на Украине Одесский нефтеперерабатывающий завод, но он не работает уже год-как только прекратились поставки нефти по заработавшему в другом направлении нефтепроводу Одесса-Броды. К тому же и в лучшие времена толлинг российской нефти там не использовался.

- Сейчас мы прорабатываем схему поставки из России давальческих нефтепродуктов на свой украинский завод "Лукойл-Карпатнефтехим", где из него будут делать пластмассы и возвращать их в Россию, - рассказал представитель "Лукойла".

Но толлинг нефтепродуктов никто ограничивать не собирается.

Официально в ТНК-ВР отказались комментировать эти законодательные инициативы. Но все же руководство компании рассчитывает, что вывоз нефти для переработки сохранят.

- Толлинг позволяет обеспечить рентабельность производства компании ЛИНИК (Лисичанского НПЗ. - "Известия"), а поставки в Россию произведенных там нефтепродуктов являются важным фактором обеспечения стабильности на рынке в рамках растущего спроса на топливо, - заявил информированный источник в ТНК-ВР

Очень похоже на то, что ТНК-ВР сможет загружать свой Лисичанский НПЗ давальческой нефтью и дальше, полагают эксперты.

- О полном запрете толлинга речь явно не идет. Нефтяным компаниям лишь прозрачно намекают, что крупнейшей нефтедобывающей стране надо иметь собственный бензин, - говорит начальник аналитического отдела инвесткомпании "Универ Капитал" Дмитрий Александров. - Самый простой выход для ТНК-ВР - пойти получить временное разрешение. А затем еще одно и еще. И на всякий случай поискать возможности продавать за рубежом побольше своей нефти.

Но даже если у ТНК-ВР и возникнут проблемы и Лисичанский НПЗ останется без нефти, в России перебои с топливом не начнутся.

- Осенью на заправках все будет нормально. В сентябре скорее всего вернут в оборот топливо класса "Евро-2", и это создаст избыток и бензина, и солярки. А в октябре цены традиционно снижаются. Так что точно станет легче, - говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Источник: Известия

RUEN