Известия: Резерв топлива дорого обойдется "Роснефтегазу"

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

Государство начало готовиться к зимнему скачку спроса на дизельное топливо. Хотя соответствующее постановление правительства еще не подписано, госрезерв уже вовсю создается. Госкомпания "Роснефтегаз" заключила соглашения с нефтяными компаниями и в ближайшие два месяца планирует закупить 2 млн тонн зимней солярки - двухмесячную норму потребления в стране.

Порядок формирования и распоряжения коммерческим резервом нефтепродуктов (не путать со стратегическим, которым распоряжается Росрезерв) уже разработан. Сейчас он проходит межведомственное согласование, рассказал информированный источник в Министерстве энергетики.

Резерв предлагается формировать в "низкий" сезон. Летом закупать зимнюю солярку, а зимой - бензин. Продавать запасы будут в тех краях и областях, где начинает ощущаться нехватка топлива. Например, как в Алтайском крае в конце апреля 2011 года, когда за несколько дней продавать 92-й бензин прекратили почти все АЗС.

Проект создания резерва еще дорабатывается и уточняется. Например, в середине августа предлагалось проводить интервенции не только при сокращении запасов в конкретном регионе ниже 15-суточного, но и при подорожании какого-то нефтепродукта в рознице на 10% и более в течение 30 дней. Также предлагалось запастись не только дизельным топливом, но и авиационным керосином, говорит источник "Известий". Но потом отказались и от контроля за ценами, и от керосина.

Предполагается, что объем резерва на год будет определять правительство, а постоянная рабочая группа при правительстве - номенклатуру, объем и цену приобретения и хранения на каждый месяц. Закупать топливо "Роснефтегаз" должен за счет собственных и заемных средств, без привлечения бюджетного финансирования. Для ускорения реагирования созданные запасы распределят между регионами.

Условия проведения интервенции (говоря по-простому - продажи) топлива из резерва определены строго. Как только запасы падают ниже 15-суточ-ных, Минэнерго должно в течение двух дней проинформировать правительственную рабочую группу. И уже она в течение еще трех дней может принять решение о проведении интервенции, включая регион продажи, ассортимент топлива, объем и цену продажи. В тот же день распоряжение получит "Роснефтегаз", который должен начать действовать немедленно. Таким образом, "норма реакции" составит всего пять дней и запас топлива в регионе даже в худшем случае не упадет ниже 10-суточ-ного. Следить за ситуацией постоянно должны Минэнерго, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и местные власти.

Опираясь на прогноз Минэнерго, в резерв уже до 1 ноября направят 2 млн т зимнего дизельного топлива, говорит источник. Покупать его "Роснефтегаз" должен у нефтяных компаний по текущим рыночным ценам.

В 2011 году в России, по прогнозу Минэнерго, будет продано 11,3 млн т дизельного топлива. То есть двухмиллионный резерв составит 17,7% от годового потребления. Создание столь значительного запаса влетит оператору резерва в копеечку.

Доходы государственного "Роснефтегаза" почти полностью формируются за счет дивидендов крупнейших нефтяной и газовой компаний страны - "Роснефти" и "Газпрома" ("Роснефтегазу" принадлежит 75,16% акций "Роснефти" и 10,74% акций "Газпрома"). В этом году "Роснефть" распределила между акционерами 29,3 млрд рублей, выплачены они были до 9 августа. На долю "Роснефтегаза" в них пришлось 22 млрд рублей. "Газпром" направил на дивиденды 91,1 млрд рублей, перечислены они были до 29 августа. "Роснефтегазу" из них досталось 9,8 млрд рублей. Итого - 31,8 млрд рублей.

Солярка, как известно, продукт сезонный. Ее зимнюю разновидность, которую государство собирается залить в резервы, НПЗ сейчас почти не производят, поэтому цена выставляется только на летнее дизельное топливо. По данным информационно-аналитического центра "Кортес", 26 августа солярка, если брать оптом, стоила в среднем 23,386 тыс. рублей за тонну. Значит, на 2 млн т "Роснефтегазу" придется потратить 46,8 млрд рублей. Это на 15 млрд рублей больше, чем получила компания в виде дивидендов. Как может быть компенсирована немаленькая разница в $522 млн-пока не понятно. Если взять эти деньги в одном из госбанков по льготной ставке в 7% годовых в рублях, то процентные платежи в расчете на год составят дополнительные 1,05 млрд рублей. Плюс наверняка "Роснефтегазу" придется потратиться на оплату хранения запасов.

Создать систему резервирования топлива было поручено 8 июля на совещании, которое премьер Владимир Путин провел в городе Кириши. Там чиновники пытались понять, как в крупнейшей нефтедобывающей стране в мире этой весной мог возникнуть дефицит топлива и что нужно делать, чтобы такого больше не повторялось.

Фактически на создание резерва мобилизована вся отрасль. "Роснефтегаз" заключил рамочные соглашения с "Роснефтью", "Газпром нефтью", "Зарубежнефтью", "Лукойл-Резервнефтепродуктом", "Сургутнефтегазом", ТНК-ВР, группой "Альянс". С августа по октябрь они уже готовы поставить 686 тыс. т зимней солярки. В Минэнерго, ФАС и "Роснефтегазе" от комментариев отказались.

Нефтяные компании контракты с оператором топливного резерва подтверждают.

- У нас уже подписан контракт с "Роснефтегазом". Объемы мы не раскрываем, - говорит представитель "Роснефти". - Солярка может храниться и у нас, но распоряжаться этим топливом будет "Роснефтегаз".

-Договор о поставках между "Зарубежнефтью" и "Роснефтегазом" подписан, но детали еще требуют обсуждения, - заявили в "Зарубежнефти".

Если формировать массивный резерв слишком быстро, в стране может возникнуть новый дефицит и, как следствие, вырастут цены, говорят эксперты.

- В принципе сформировать запас несложно - можно выкупать всю идущую на экспорт солярку. Накопление резерва займет не один месяц,-говорит начальник аналитического отдела инвесткомпании "Универ Капитал" Дмитрий Александров. - Самое необычное в этой затее - это выбор именно зимнего дизеля. Логично взять по 500 тыс. т солярки, бензина и авиационного керосина, чтобы гарантировать поставки всех основных видов топлива.

Источник: Известия

RUEN