Газета.Ру: "Транснефть" заморозила Самсун – Джейхан

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

"Транснефть» приостанавливает переговоры по нефтепроводу Самсун – Джейхан и замораживает проект Бургас – Александруполис. Это ставит под вопрос транспортировку нефти в обход Босфора и Дарданелл и может затруднить прокладку газопровода "Южный поток». Россия соглашалась участвовать в строительстве трубы Самсун – Джейхан в обмен на одобрение турецкими властями газового проекта.

"Транснефть» считает проект нефтепровода Самсун – Джейхан экономически нецелесообразным и замораживает переговоры с Турцией, заявил в пятницу вице-президент компании Михаил Барков.

"Заморожены переговоры, но мяч на турецкой стороне», – заявил Барков. По его словам, Турция может создать условия, которые сделают проект рентабельным.

Нефтепровод должен соединить черноморский порт Самсун со средиземноморским Джейханом, откуда нефть танкерами будет поступать в порты Средиземного моря. Проект призван разгрузить проливы Босфор и Дарданеллы, переполненные нефтяными танкерами. Мощность трубы по проекту составит 60-70 млн тонн, затраты оцениваются в $3 млрд.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отмечает, что проект изначально не представлял для России большого экономического интереса. "Для Турции стратегическая задача – сделать Джейхан одним из основных нефтеналивных портов мира. Туда поступает нефть из Ирака и Азербайджана, теперь турецкие партнеры хотят частично привязать к нему российскую нефть (в Самсун должна морем поступать нефть из Новороссийска), – рассказывает эксперт. – Но для России проект нефтепровода изначально большого экономического интереса не представлял: слишком много перевалок – в Новороссийске, в Самсуне и в Джейхане».

"Это дорого и сложно", – резюмирует Танкаев.


"Транснефть» в начале года говорила о том, что стоимость транспортировки нефти морем составляет $2 за тонну, по трубе Бургас – Александруполис будет составлять $7–8, а поставка тонны нефти по нефтепроводу Самсун – Джейхан обойдется, по турецким расчетам, в $22–25 за тонну.

Но приостановка переговоров оставляет нерешенной проблему Босфора и Дарданелл. Ранее альтернативным путем поставок считался нефтепровод Бургас – Александруполис, но и его "Транснефть» готовится заморозить, из-за того что Болгария не финансирует свою часть проекта. В пятницу Барков заявил, что в октябре-ноябре "Транснефть» переведет Бургас – Александруполис в "спящий» режим, но полностью отказываться от него не будет.

Топ-менеджер отметил, что дело турецких проливов может быть решено за счет других проектов, которые предполагают транспортировку нефти в обход Босфора и Дарданелл. По его словам, в настоящее время их 15, 7 из которых "являются наиболее реальными".

Барков заявил, что не исключает участие "Транснефти» в одном из таких проектов и упомянул Трансфракийский нефтепровод (должен соединить черноморское побережье Турции с турецким портом Сарос на Средиземном море; этот маршрут на 100 км короче, чем Бургас – Александруполис).

Приостановка переговоров по проекту Самсун – Джейхан может вызвать ответную реакцию Турции по вопросу прокладки газопровода "Южный поток».

"Экономика Самсун – Джейхана с самого начала была сложной, и Россия согласилась присоединиться к нему в основном для того, чтобы обеспечить со стороны Турции поддержку "Южного потока», – напоминает аналитик ИФД "Капиталъ» Виталий Крюков.

В 2009 году турецкие власти обещали одобрить прокладку "Южного потока» через территориальные воды Турции, в обмен на это Россия согласилась принять участие в проекте Самсун – Джейхан. В настоящее время турецкие власти ожидают ТЭО по "Южному потоку». Предполагается, что документы будут предоставлены Турции в четвертом квартале 2011 года.

Турция затягивала решение вопроса о выдаче разрешения на научные изыскания в акватории. "После нового заявления "Транснефти» возможна негативная реакция Турции, которая скажется на других совместных проектах, в первую очередь "Южном потоке» и строительстве АЭС "Аккую», – предупреждает аналитик ИК "Универ» Дмитрий Александров.

"Логика "Транснефти» непонятна, – добавляет Рустам Танкаев. – Но компания руководствуется исключительно узкокорпоративными интересами».

Источник: Газета.Ру

RUEN