Газета.ru: Расходы госкомпаний отправлены на пересчет

Комментирует начальник отдела аналитических исследований УНИВЕР Капитал Дмитрий Александров

Дмитрий Медведев поручил Счетной палате проверить, куда уходят деньги госкомпаний. По мнению президента, промышленные гиганты недостаточно средств вкладывают в научно-техническое развитие. Но из-под палки тратить деньги на инновации и модернизацию заставить невозможно.

Дмитрий Медведев недоволен тем, как государственные компании расходуют деньги. В понедельник президент поручил Счетной палате проверить эффективность инвестиционных программ госкомпаний. "Нам небезразлично, куда расходуются гигантские средства, которые накапливаются государственными компаниями", – заявил Медведев.

Президент отметил, что на инвестиционные цели госкомпании планируют потратить 2,5 трлн рублей. "Эта цифра поражает. Однако если говорить об инновациях, модернизации экономики, о создании современных средств управления – это ничтожные цифры», – пояснил глава государства суть своих претензий.

Разговор о расходах госкомпаний зашел еще в конце прошлого года, когда Дмитрий Медведев поручил своей администрации и правительству разработать для отраслевых госкомпаний отдельные задания по развитию и финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Тогда президент, в частности, указал на то, что государственная "Роснефть» в научном плане в разы отстает от частного "ЛУКойла", не говоря уже о зарубежных компаниях.

Основная денежная масса аккумулируется в энергетических компаниях, в первую очередь, "Роснефти» и "Газпроме».

Газовая монополия запланировала в этом году инвестиции в объеме 802,4 млрд рублей, "Роснефть» официально свои планы не раскрывает, однако, как рассказал "Газете.Ru» аналитик ИК "Велес Капитал» Дмитрий Лютягин, нефтяники планируют инвестировать в 2010 году около $7,5 млрд, то есть примерно 222 млрд рублей по нынешнему курсу.

Суммы впечатляющие, однако деньги эти идут в основном на увеличение объема добычи и экспорта.

"Нефтяники – "Роснефть», "Газпром нефть», "Транснефть» – в первую очередь направляют финансовые потоки на расширение операционной деятельности, а именно на обустройство новых месторождений и поддержание добычи на старых, – говорит Лютягин. – Вторым по приоритетности идет создание новой инфраструктуры – трубопроводы и морские перевалочные пункты». Наглядный пример – запуск нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), состоявшийся в конце прошлого года. Только строительство первой очереди ВСТО обошлось в 360 млрд рублей.

Нефтяники вынуждены тратить деньги на эти цели, признают эксперты. С 1990-х годов на протяжении 10–12 лет инвестиции в новые проекты практически не велись, и поэтому сейчас, когда встает вопрос компенсации падения добычи на старых месторождениях, компании должны вкладывать деньги в замещение, причем в ускоренное. В частности, "Роснефть» разрабатывает Ванкорское месторождение, инвестиции в которое, по оценкам, могут достигнуть 100 млрд рублей.

Аналогичная ситуация у "Газпрома» – монополия озабочена как добычей (наиболее заметным проектом является Штокман, который потребует, по прогнозам, приблизительно 450–570 млрд рублей), так и транспортировкой – здесь основной упор делается на проекты "Северный поток» и "Южный поток», 316 млрд рублей и 366 млрд рублей соответственно.

"Если президент недоволен таким расходом средств, то вопрос надо, наверное, ставить только об эффективности их использования, – считает Лютягин. – Что же касается перенаправления средств на другие проекты или сферы, то для компаний ТЭК это неправильно. Их задача состоит в добыче и переработке».

Но из-за весьма скудных вложений в технологическую сферу из года в год накапливается неэффективность управления, логистики и энергопотребления. Это приводит к дополнительным расходам и самих компаний. Иллюстрацией может послужить ситуация с отечественным программным обеспечением в нефтегазовой отрасли, говорит Дмитрий Александров из ИК "Универ Капитал». В частности, компания "Нефтегазсервис» была вынуждена заказывать специальное ПО для геофизических и сейсмических расчетов – российские программы такого типа просто отсутствовали в природе.

Но российский бизнес скорее готов нести подобные расходы, чем активно идти в инновации. "Это происходит как по причине законодательного несовершенства, так и в силу рискованности и длительной окупаемости таких вложений», – говорит Александров. Насильно заставить компании вкладывать деньги в модернизацию невозможно, подытоживают эксперты; здесь должен быть целый комплекс стимулирующих мер.

Источник: Газета.ru

RUEN