BFM.RU: Итальянский концерн Eni предлагает объединить Nabucco и "Южный поток"

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

Итальянский концерн Eni предлагает объединить конкурирующие проекты газопроводов - Nabucco и "Южный поток".Эту инициативу в интервью агентству Блумберг озвучил исполнительный директор Eni - партнер "Газпрома" в "Южном потоке" - Паоло Скарони. Он полагает, что это позволит сократить издержки и повысить общие доходы. Мнения экспертов, может ли подобное предложение заинтересовать Россию, выяснила Иван Медведев.

Цели у Nabucco и "Южного Потока" одинаковы - обеспечить газом Южную и Центральную Европу. Nabucco лоббируют Евросоюз и США. Альтернативный - Южный Поток - интересен России. Однако, по мнению главы аналитического отдела инвестиционной компании "Универ" Дмитрия Александрова, Москва могла бы пойти на объединение с конкурентом:

Объединиться с альтернативными игроками, при этом естественно что и они, и Газпром будут играть там основную роль. Было бы очень хорошим способом для урегулирования отношений со всеми южно-европейскими партнерами и для того, чтобы существенно урезать собственные издержки. Но опять-таки все интересы всех игроков, то есть транзитеров могут войти в достаточно существенное противоречие и с российскими интересами, и с интересами крупнейших участников. Один из вариантов прокладки общей трубы - через Грузию - вызовет резкий протест Москвы, объясняет эксперт.

России объединение Nabucco и Южного потока просто невыгодно, считает аналитик Инвестиционной компании "Велес-капитал" Дмитрий Лютягин. А вот Италия заинтересована, потому что сможет снизить издержки, которые она понесла бы в Южном потоке. Европа в целом выиграла бы в совместном проекте - за счет увеличения количества поставщиков, ЕС смог бы платить за топливо меньше, добавляет Лютягин:

"В первую очередь, для европейцев, во вторую очередь, для компаний, которые будут участвовать в проекте со стороны не России, а со стороны той же самой Италии. Потому что действительно снижает их расходы на прокладку трубы. Они и так там не имели 51 процента, то есть они не могли влиять, как-то сильно действовать на политику данного проекта. А относительно России это проблема того, что, по всей видимости, России в новом объединенном проекте не достанется 51-го процента, и вот это вот риск, на который Россия вряд ли пойдет".

У обоих проектов много проблем. В Nabucco до сих пор не ясно, чем наполнять трубу. Ведутся переговоры с Туркменией и Азербайджаном. Но газа, чтобы удовлетворить потребности европейцев, может не хватить.
Что касается Южного потока, то его судьба может повиснуть в воздухе, если Россия будет участвовать в модернизации газотранспортной системы Украины.
Конкуренты могут столкнуться и с общей проблемой: Европа, в связи с ростом добычи сланцевого топлива, может снизить потребности в газе, который планировали гнать через "Южный поток" и Nabucco.
Источник:
BFM.RU

RUEN