Промышленный еженедельник: "Темпы падений"

Ксения Поляк, аналитик Инвестицион­ной группы «УНИВЕР»

Кризис ликвидности, отсутствие ис­точников финансирования, повыше­ние стоимости заемных средств, снижение мировых цен на нефть и металлы, сокращение внутреннего спроса, повышение тарифов на услу­ги естественных монополий будут способствовать сокращению произ­водства до конца текущего года и в 2009 году. Больше остальных уже пострадали финансовые компании, металлурги, нефтяные компании, производители стройматериалов и автопроизводители.

Среди российских металлургов одним из первых о сокращении производств на 15% заявил ММК, объяснив такие меры снижением спроса на производимую про­дукцию на внутреннем рынке, а также убыточностью экспорта на фоне падения цен на сталь на мировых рынках. Следую­щими о сокращении объемов производ­ства заявили «Северсталь», «Череповец­кий металлургический завод», «Трубная металлургическая компания» заявила о сокращении капвложений в 2009 году в 2,5 раза. Следующими о сокращении объ­емов производств и капвложений могут заявить компании сектора цветной ме­таллургии, чему будет способствовать за­метное снижение цен на металлы в Лон­доне, особенно на медь и никель. Автоп­роизводители также вынуждены сокра­щать объемы производства в связи с сок­ращением спроса. По данным агентства «Автостат», в октябре снизились продажи Hyundai (-27%), Nissan (-24%), Daewoo (­2%), Audi (-4%) SsangYong (-1%), BYD (­25%), Dodge (-42%) и Mercedes-Benz Vans (-10%). Второй месяц подряд продолжает падать реализация Ford (13% — в сентяб­ре, 18% — в октябре), из-за чего америка­нская марка по итогам десяти месяцев 2008 года уступила место в тройке самых продаваемых автомобильных брендов марке Toyota. А неизменный лидер рос­сийского рынка иномарок — модель Ford Focus всеволожского производства — впервые по итогам октября снизил пока­затели продаж, причем сразу на 30%. С августа не перестают снижаться и продажи Kia (если два месяца отрицатель­ный показатель составлял 8%, то в октяб­ре достиг уже 24-процентной отметки). Лидер отечественного автопрома ОАО «АвтоВаз» за 10 месяцев 2008 года реали­зовало на российском рынке 533,7 тыс.машин, что на 1,6% ниже аналогичного периода прошлого года. При этом в ок­тябре 2008 года «АвтоВАЗ» реализовал 56,7 тыс. машин, что на 16% выше сентяб­ря 2008 года, но почти на 20% ниже октяб­ря 2007 года, когда было продано 70,3 тыс.машин. А по итогам года планируемый рост продаж в 30% по ожиданиям не пре­высит и 20% роста. В следующем году тем­пы продаж автомобилей будут снижаться еще более высокими темпами. Снижение темпов роста строительства в III квартале текущего года (9,9% по срав­нению с 18,2% во II квартале и 28,9% в I квартале) привело к снижению темпов роста производства стройматериалов. Кроме того, значительно замедлилось жи­лищное строительство. По итогам октября было введено 4,7 млн кв. м общей площа­ди жилых домов, что на 19% ниже сен­тябрьского показателя. В целом по данным Росстата в октябре промпроизводство выросло на 0,6% в го­довом исчислении по сравнению с 6,3% в сентябре и 4,7% в августе. В результате ВВП РФ, по оценке Минэкономразвития, в октябре 2008 года вырос на 5,9% по срав­нению с октябрем 2007 года, за 10 месяцев 2008 года ВВП РФ вырос на 7,5%. За ян­варь-октябрь 2007 года ВВП России уве­личился на 7,8%, в том числе в октябре 2007 года — на 9,3%. С исключением се­зонного фактора ВВП РФ, по оценке Ми­нэкономразвития, в октябре 2008 года снизился на 0,4% по сравнению с сентяб­рем текущего года. Мы ожидаем, что наибольшие потери по итогам 2009 года понесут металлурги в связи с падением цен на металлы и высо­кой долговой нагрузкой, компании до­бывающей отрасли в связи с падением нефтяных цен, строители и автопроизво­дители, а так как компании именно этих отраслей занимают существенную долю в структуре ВВП России, то не исключе­но, что в следующем году российская экономика может показать отрицатель­ные темпы роста ВВП и вступить в ста­дию рецессии вслед за Америкой, Евро­пой и Японией.

 

RUEN