Гудок: Дорога к океану

Комментирует Заместитель начальника Отдела аналитических исследований "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров

Во вторник президент России Владимир Путин назначил вице-губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрия Артюхова врио руководителя региона. Новый глава ЯНАО подчеркнул, что одним из ключевых проектов в регионе является строительство железнодорожной магистрали Северный широтный ход (СШХ, маршрут Обская - Салехард - Надым - Хорей - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево). По его словам, непосредственно само строительство может начаться уже ближайшей зимой. Эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) считают, что проект может окупиться раньше окончания 30-летнего срока действия концессионного соглашения.

В течение ближайших двух месяцев ожидается решение правительства, которое утвердит соглашение о концессии между Минтрансом России и ПАО "Газпром" по строительству СШХ. Напомним, в марте 2017 года ОАО "РЖД" и "Газпром" подписали соглашение о совместной реализации проекта создания СШХ. Протяжённость магистрали, согласно подписанным документам, должна составить 707 км, пропускная способность - около 24 млн тонн грузов в год. В октябре прошлого года проект претерпел ряд изменений - правительственная комиссия утвердила экономическую модель СШХ, согласно которой протяжённость магистрали сократится до 460 км (Обская - Надым - Пангоды), а общая стоимость проекта составит 130,5 млрд руб.

Затем в марте 2018 года Правительство РФ выпустило распоряжение "О некоторых вопросах развития железнодорожной инфраструктуры Ямало-Ненецкого автономного округа", согласно которому Министерство транспорта РФ получило полномочия на заключение договоров с будущими концессионерами строительства северной магистрали.

А совсем недавно, в мае 2018 года, свет увидела "окончательно согласованная" концессионная схема строительства дороги - её длина достигнет 686 км (в проект включено строительство мостов через Обь и Надым). Реконструкция примыкающих участков Северной железной дороги (Коноша - Котлас - Чум - Лабытнанги, включая станцию Обская), а также железнодорожной линии Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево (Свердловской железной дороги) обойдётся в 105,5 млрд руб. Концессионер возьмёт на себя финансирование строительства и эксплуатации линии Обская - Салехард - Надым (353 км, включая мосты через Обь и Надым), на эти цели предполагается потратить 113,1 млрд руб. На реконструкцию и достройку участка Надым - Пангоды ещё 17,4 млрд руб. потратит "Газпром". Ожидается, что к 2025 году грузооборот СШХ составит 23,9 млн тонн.

Директор экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин отметил, что реализация проекта СШХ образует несколько важных транспортных связок, среди них - связка между Свердловской и Северной железными дорогами, открывающая выход СвЖД к портам Балтии, а также связь станции Обская с портом Сабетта через Бованенково."Вторая связка даст федеральной железнодорожной сети выход к Северному морскому пути (СМП). Перспективы важны чрезвычайно - это стратегическая задача, которая будет иметь далеко идущие последствия не только для экономики, но и для безопасности страны - наше военное присутствие в Арктике существенно усилит позиции, будучи подкреплённым устойчивой железнодорожной связью. А самое главное - мы можем привести в регион ряд грузоотправителей второго порядка. Такие гиганты, как "Газпром" и "НОВАТЭК" уже там работают, несмотря на низкую транспортную доступность. А компании меньшего масштаба, которых может заинтересовать разработка месторождений в регионе, без развитой транспортной инфраструктуры туда не придут. И когда появится новая магистраль, мы получим перспективу освоения новых месторождений", - резюмировал Михаил Блинкин.

Руководитель отдела комплексных исследований ИПЕМа Сергей Оленин отметил, что строительство магистрали позволит разгрузить часть существующей инфраструктуры ОАО "РЖД", работающую на пределе пропускных и провозных способностей (так называемый южный ход - инфраструктура в направлении Екатеринбурга и Перми), а также обеспечить более быстрые сроки доставки грузов до точек назначения (в основном до портов Северо-Западного бассейна), что важно в условиях усиливающейся конкуренции между видами транспорта.

"Согласно заявке на частную концессионную инициативу, загрузка магистрали предполагается в ежегодном объёме около 24 млн тонн. Практически все грузоотправители, в том числе компании, владеющие нефтегазовыми месторождениями в Западной Сибири, подтвердили свою заинтересованность в направлении грузопотока по СШХ. При этом грузовая база проекта может быть скорректирована в сторону увеличения", - отметил Сергей Оленин.

Концессионное соглашение заключается на 30 лет, однако ввиду возможного дополнительного прироста грузопотоков в зоне тяготения магистрали окупаемость проекта может наступить раньше обозначенного срока, считает Сергей Оленин. При этом срок действия концессионного соглашения сокращён не будет, равно как и соответствующие обязательства концессионера и концедента, а увеличившиеся в сравнении с плановыми значениями финансовые потоки будут направлены на более быстрые расчёты с кредиторами. В свою очередь, советник по макроэкономике генерального директора АО "Открытие Брокер" Сергей Хестанов полагает, что минимальный срок окупаемости магистрали может составить 15 лет. При этом, по его словам, "строительство дороги может стимулировать освоение новых месторождений в регионе, что способно вывести экономику проекта в плюс".

Необходимо учитывать тот факт, что строительство магистрали предполагается завершить к 2023 году, продолжил Сергей Оленин. По его словам, за пять лет изменится рыночная конъюнктура и макроэкономическое окружение.

"Изменения могут происходить как быстрее, так и медленнее тех, что заложены сейчас в долгосрочный прогноз Минэкономразвития и, соответственно, в финансовую модель проекта строительства СШХ. Эти изменения могут повлечь за собой определённые коррективы в прогнозируемой грузовой базе проекта. Сейчас между концедентом и концессионером согласованы основные условия и параметры реализации концессионного соглашения, однако проект долгосрочный и зависит от множества внешних факторов, изменения которых необходимо постоянно анализировать и учитывать на каждой из стадий реализации соглашения", - заключил эксперт ИПЕМа.

По мнению заместителя начальника Отдела аналитических исследований "УНИВЕР Капитал" Дмитрия Александрова, оптимальным вариантом эксплуатации будет использование СШХ совместно с развитием СМП и соответствующей социальной и коммерческой инфраструктуры арктического пояса.

"Срок окупаемости исчисляется более чем 20-30 годами, а значит, слишком много факторов, влияющих на экономическую эффективность, будет возникать именно в последующие годы, и они не могут быть учтены в анализе сегодня. Косвенным указанием на целесообразность железнодорожного строительства при реализации крупных проектов является дорога, сооружённая для освоения Бованенковского месторождения. Одновременно этот пример указывает и на последующие проблемы, обусловленные завершением активной стадии строительства и падением грузопотока в отсутствие иных потребителей в малонаселённом регионе, с учётом экспорта промышленной продукции другим видом транспорта (в данном случае трубопроводным)", - сообщил Дмитрий Александров.

Однако, отметил эксперт, несомненно, что как минимум завоз промышленного и технологического оборудования во многие регионы станет более дешёвым и круглогодичным, при этом параллельно надо учитывать и стратегические цели при строительстве подобных проектов - они могут внезапно потребоваться при резком изменении обстановки.

Источник: Гудок

RUEN