Гудок: Газ для Востока

Комментирует Заместитель Генерального директора по инвестициям "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров

Иностранные инвесторы используют развитие транспортной инфраструктуры РФ

Казахстанская компания "Энерго Инвест" построит в Приморье терминал для экспорта сжиженных углеводородных газов (СУГ) в Японию, Корею и Китай. Стоимость проекта оценивается в 4,5 млрд руб. Инвестор учитывает при планировании грузовой базы объекта удобные железнодорожные подходы к морскому порту.

Планируемая мощность будущего терминала - 1 млн тонн. На участке в бухте Перевозная Хасанского района будет построено производство по приёму и разгрузке железнодорожных цистерн, хранению и погрузке СУГ на суда-газовозы (вместимостью до 20 тыс. тонн, осадкой до 14 м) при помощи выносного терминала в акватории, а затем транспортировки.

По мнению директора ТОО "Энерго Инвест" Ахмета Усмаева, страны Азиатско-Тихоокеанского региона сегодня являются наиболее перспективными для увеличения экспортных продаж СУГ. "До начала реализации проекта мы анализировали рынок и считаем, что российские производители СУГ заинтересуются новым направлением сбыта. Наличие терминала позволит оптимизировать затраты, логистику и маршрут в ближайшие регионы потребления - Японию, Китай, Корею. Также рассматриваем возможность поставки СУГ из Казахстана, хотя логистика в этом случае будет длиннее и в республике не так много углеводородов. Но и в этом направлении также можно работать", - пояснил он.

Компания ранее успешно реализовала аналогичный проект в Каспийском бассейне, хотя терминал был меньшей мощности и уже вышел на окупаемость. В приморский объект на начальном этапе вкладываются собственные средства, но и привлечение инвестиций со стороны также есть в бизнес-плане. Чтобы не ограничиваться только терминальными услугами и увеличить прибыль, "Энерго Инвест" намерен построить рядом с терминалом на участке в 17 га крупный тепличный комплекс для выращивания овощей, который будет отапливаться СУГ. Кроме того, планируется установить газгольдеры (стальные резервуары для хранения сжиженного газа), которого в регионе нет, и таким образом расширить бизнес.

Оператором терминала выступает ООО "Восток ЛПГ", которое в 2016 году стало резидентом Свободного порта Владивосток. По словам генерального директора компании Евгения Панина, выбранный участок под строительство терминала уже имеет подъездные железнодорожные пути, что упрощает реализацию проекта. Строительные работы начнутся во втором полугодии 2017 года, и планируется, что терминал начнёт работать в конце 2018 - начале 2019 года. Сейчас идёт разработка проектной документации, но разрешение от Росморречфлота уже подписано. "Мощность терминала в 1 млн тонн СУГ определялась по нескольким параметрам. Учитывалась экономическая составляющая - доходность и окупаемость инвестиций. На сегодняшний день проектирование и изыскательные работы проводятся за счёт собственных средств учредителя - ТОО "Энерго Инвест".

Финансирование проекта планируется также и за счёт заёмных средств, но объёмы пока обсуждаются. Во-вторых, технологические аспекты, в том числе оборачиваемость судов и железнодорожных составов, парк хранения, пропускная возможность железнодорожных путей и наличие энергетических ресурсов", - сообщил Евгений Панин.

По его словам, пока нет даже черновых набросков будущих контрактов с производителями СУГ. Но если объёмы перевозки будут расти, есть возможность расширить мощности терминала.

Как считают эксперты, модернизацию объекта, видимо, придётся в будущем делать. "Мощность нового терминала не слишком велика для крупных российских нефтегазовых компаний. Вероятно, их интерес будет зависеть от удобства логистики. При этом я не сомневаюсь, что поставщики найдутся, так как это весьма рентабельный бизнес. Экспорт в страны АТР может быть гораздо выгоднее и перспективнее по сравнению с Турцией и другими средиземноморскими государствами", - отметил аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.

"Перспективы прежде всего состоят в том, что это рынок растущий и платёжеспособный, причём развитие нефтехимических мощностей в регионе создаёт очень хорошие долгосрочные возможности для контрактных поставок. Морской экспорт расширяет географию и гибкость поставок и снимает целый ряд логистических проблем, имеющихся, например, при железнодорожных поставках", - говорит начальник отдела аналитических исследований ИК "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров.

Интерес к рынку Азиатско-Тихоокеанского региона давно проявляет нефтехимический холдинг "СИБУР", хотя в компании уточнили, что никаких соглашений с "Восток ППГ" в настоящий момент нет. Тем не менее председатель правления ПАО "СИБУР Холдинг" Дмитрий Конов ранее заявлял, что компания заинтересована в появлении морского терминала по перевалке СУГ на Дальнем Востоке с целью экспорта на азиатские рынки, в том числе в Китай. Это связано с тем, что существующий значительный профицит СУГ на внутреннем рынке сохранится в среднесрочной перспективе, поэтому производители такого газа думают о диверсификации экспортных рынков.

Источник: Гудок


RUEN