ВестиФМ: Инициативы Минфина приведут к подорожанию бензина

Комментирует начальник отдела аналитических исследований "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров

Минфин предлагает повысить на 5% ставку налога на добычу полезных ископаемых для нефтяников с будущего года. Об этом сообщил глава ведомства Антон Силуанов. А ранее на этой неделе он предложил увеличить акцизы на высококачественный бензин "Евро-4" и "Евро-5". Подорожает ли бензин на заправках, если предложения будут в итоге приняты, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Кирилл Гришин.

Минфин вновь озаботился проблемой пополнения дорожных фондов. В ведомстве Антона Силуанова подсчитали, что из-за мер по стимулированию производителей более качественного бензина бюджет недополучит в течение 3 лет 100 миллиардов рублей. Чтобы заткнуть бюджетную дыру, Минфин предлагает с будущего года поднять акцизы на топливо стандартов "Евро-4" и "Евро-5", а также повысить на 5% НДПИ на нефть. Увеличение налоговой нагрузки на нефтедобытчиков, по расчетам ведомства, может дополнительно принести 60 миллиардов рублей в ближайшие 3 года.

Эксперты говорят, что эффект от повышения акцизов, доля которых в конечной стоимости топлива на АЗС составляет треть, в первую очередь заметят покупатели. Обе инициативы, если будут одобрены правительством, могут привести к подорожанию бензина в рознице в среднем на полтора рубля, подсчитал начальник отдела аналитических исследований компании "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров.

"Если оценивать эффект от возможного увеличения ставок акцизов и НДПИ, то для розницы это может вылиться примерно в 3% и 1,5% (от акцизов и НДПИ соответственно). То есть чистый эффект, обусловленный изменениями в налоговой структуре, может быть в районе 4,5%", - поясняет Александров.

Против предложений Минфина выступает Федеральная антимонопольная служба. В ведомстве считают, что необходимо сохранить дифференциацию акцизов на топливо в зависимости от экологичности, чтобы стимулировать углубленную переработку нефтепродуктов. Для сравнения - глубина переработки в США и странах Европы составляет 90-95%, на российских нефтеперерабатывающих заводах - на четверть меньше, говорит управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Павел Строков.

"Смысл был как раз в том, чтобы "поднять глубину" нашей переработки, которая по итогам 2012 года составила всего 71% в отличие от гораздо более совершенных в этом отношении европейских и американских заводов. Поэтому и была сделана дифференциация этих акцизов, чтобы те компании, которые выпускают более качественное топливо, имели стимул его выпускать", - говорит Строков.

Увеличение акцизов на бензин и НДПИ на нефть в том виде, как это предлагает сделать Минфин, не принесёт выгоды ни потребителям, ни нефтяникам, ни бюджету, говорят отраслевые эксперты. Все это потенциально может привести к снижению темпов нефтедобычи и падению рентабельности многих проектов. Но с другой стороны, увеличение акцизов на бензин, которые каждый год дают прибавку к стоимости литра топлива в полтора рубля, укладывается в правительственную стратегию повышения налоговой нагрузки на нефтяной сектор.

Источник: ВестиФМ

RUEN