Независимая газета: Минфин придумал дополнительный налоги на бензин

Комментирует начальник отдела аналитических исследований "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров

Минфин требует ускоренного повышения акцизов на бензин и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяников. Наращивание налогов ведомство Антона Силуанова объясняет нехваткой денег для дорожного строительства. Нефтяники выступили резко против повышения налогов, пригрозив сократить добычу сырья. Реакции автомобилистов пока не слышно. Но экономисты предсказывают дополнительный рост цен на бензин марок АИ-95 примерно на 2–3 руб. за литр.
Инициатива главы Минфина Антона Силуанова об ускорении темпов роста НДПИ на нефть для увеличения наполнения дорожных фондов к периоду 2014–2015 годов приведет лишь к снижению добычи и нерентабельности ряда месторождений. С таким предупреждением выступил вчера гендиректор компании «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов.
Напомним, что с 1 января 2013 года базовая ставка НДПИ на нефть была увеличена на 5,4% – до 470 руб. за тонну. Годом ранее индексация составила 6,4%. До этого уровень ставки налога на добычу нефти долгое время не пересматривался.
Между тем Минфин, озабоченный сокращением поступлений в бюджет, планирует перекроить налогообложение отрасли. Компенсировать потери от массового перехода компаний на выпуск льготного с точки зрения отчислений в бюджет бензина стандарта Евро-4 и Евро-5 Минфин хочет за счет роста акцизов на этот вид топлива и увеличения НДПИ на нефть. «Сейчас акцизы на топливо 4–5-го класса в два раза отличаются от традиционно производившегося в России бензина 2–3-го класса, – отметил Силуанов. – Будем постепенно, думаю, в течение трех лет, выравнивать акцизы для Евро-4 и Евро-5 до 2–3-го класса».
Минфин можно понять – денег в бюджете мало, а решать проблему плохих дорог необходимо. По подсчетам ведомства, поспешная модернизация российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) для перехода на прогрессивные Евро-4 и Евро-5 ради экономии на налогах может стоить бюджету около 100 млрд. руб. за три ближайших года. Но ответ на вопрос о справедливости подвисает в воздухе. Получается, что главные модернизаторы сами же и будут наказаны рублем за свою инициативность…
«Низкие акцизы на топливо высокого качества изначально должны были стимулировать инвестиции в качество переработки, – напоминает содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг. – Теперь же планируемый более быстрый рост акцизов на топливо 4–5 класса, по сути, наказывает те компании, которые ускоренными темпами модернизировали свои НПЗ. Менее эффективные компании, наоборот, получают стимул повременить с модернизацией.
Позиция главы «Сургутнефтегаза» кажется более обоснованной, поскольку повышение налога на добычу действительно может привести к снижению рентабельности месторождений, отмечает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. «Основная нагрузка в случае выравнивания акцизов придется на нефтепереработку, что самым негативным образом повлияет на рентабельность компаний», – считает она.
В свою очередь, не стоит забывать и о рядовых потребителях, по кошелькам которых новации Минфина ударят очень чувствительно.
По мнению руководителя отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрия Александрова, рост цен на бензин будет, причем весьма существенный. «Дополнительный прирост цен в связи с повышением акцизов составит как минимум 3% в год, причем без учета инфляции и мировых цен на нефть. То есть эти самые 3% можно уверенно ежегодно прибавлять к стоимости бензина марки АИ-95». С этим мнением согласен и Григорий Бирг: «При текущих акцизах рост цен на бензин до конца года может составить 10–12%, если же вырастут акцизы для более качественного топлива, рост цен может составить 15–17%».
Между тем начальник управления инвестиционных операций Ланта-банка Олег Поддымников готов поддержать правительство, которое сегодня находится в довольно тяжелой ситуации. «Дефицит бюджета за первый квартал составил 141 миллиард рублей (0,9% ВВП) против 130,8 миллиарда рублей, ожидавшихся ранее. Дополнительные потребности бюджета составляют около 500 миллиардов рублей, – перечисляет он. – Идет снижение промышленного производства и темпов роста строительства, которое формирует крупнейшие инвестиции в основной капитал. При этом цены на нефть остаются пока стабильно выше 100 долларов за баррель. Соответственно правительство рассматривает увеличение НДПИ в качестве одного из подходящих решений проблемы». Тем не менее, по его словам, более разумным решением могло бы стать сокращение расходов на какие-то крупные госпроекты или увеличение дивидендных поступлений от госкомпаний.    

Источник: Независимая газета

RUEN