Центр энергетической экспертизы: Дефицита бензина с 2013 г. удастся избежать

Комментирует начальник отдела аналитических исследований "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров

В основном заводы готовы работать на стандартах Евро-3, Евро-4, а кто-то уже только на Евро-5 способен выдавать продукцию. Поскольку сроки перехода от Евро-2 к более высоким стандартам переносились уже неоднократно, то совершенно жёсткую реакцию ФАС можно понять.

Окончательно решение о переносе сроков отказа от Евро-2 еще не принято, оно будет приниматься в правительстве, но вероятность того, что компании всё-таки будут принуждены переходить с Евро-2 на более высокие стандарты по всему спектру выпускаемой продукции по всем предприятиям - очень велика. И с января 2013 года мы, скорее всего, это увидим.

Что касается Сургутнефтегаза, то компания обладает достаточно большим объемом денежных средств, у неё только один НПЗ, крупный (более 20 млн тонн в год переработки), но тем не менее, он один. И, собственно, в принципе модернизация по нему ведется, и почему нельзя ее ускорить – очевидного ответа на этот вопрос нет.

По Роснефти. К сожалению, компания обладает очень большим объемом НПЗ. За довольно короткое время, прошедшее с момента их приобретения в 2007 году, учитывая тот объем капитальных затрат по добычным проектам, освоить такой объем вложений довольно сложно. Особенно если учесть, что региональный спрос (а большинство НПЗ у Роснефти как раз расположено в регионах отнюдь не обладающих развитым платежеспособным спросом) на такую продукцию (более высокого стандарта) фактически не очень высок. То есть экономически компания не была заинтересована в ускоренном переходе. Кроме этого, есть такая вещь как специфика производства топлива. Мы можем формально делать АИ-92 по Евро-2 и по Евро-5, естественно, что цена у них будет разная. И если мы говорим об АИ-92 - ситуация еще более менее приемлема и понятная. Если мы говорим об АИ-80, на котором всё-таки еще значительная часть автопарка в России функционирует, то здесь переход на Евро-4, Евро-5 и даже Евро-3 довольно затратен, потому что там платежеспособность и спрос очень низкие.

Думаю, что с января 2013 года в любом случае дефицита бензина удастся избежать. Могут быть какие-то региональные и очень кратковременные «явления», в принципе мы наблюдали их и ранее. Я думаю, что если проблема будет очень серьезная, на региональном уровне, то по крайней мере сбыт Евро-2 будет разрешен, и для этого уже сейчас, заранее, будут формироваться резервы. Может быть, будет принято решение о начислении штрафных санкций до момента устранения, но, тем не менее, производство будет сохранено. То есть будет использован инструмент финансового принуждения компаний. Импортировать бензин мы вряд ли станем.

С Белоруссией сложная ситуация, ее НПЗ загружены и их не надо дозагружать. По Украине наоборот, проблема в том, что загруженность украинских НПЗ чрезвычайно низкая, хорошо если на одну пятую. И, фактически ситуация, когда мы будем экспортировать нефть, а потом будем завозить нефтепродукты, финансово тоже совершенно нерациональна. И если уж говорить о такой схеме, то разумнее было бы для самих компаний при условии вывоза нефти за пределы России и переработки на белорусских либо украинских НПЗ осуществлять реализацию на более маржинальном рынке, даже, может быть, за пределами Восточной Европы.

Источник: Центр энергетической экспертизы

RUEN