Российская газета: Вышли к шельфу

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

Руководство нефтехолдингов "Роснефть" и ExxonMobil подписали акционерные и операционные соглашения о сотрудничестве по добыче углеводородов на шельфе Черного и Карского морей. Чуть позже аналогичное соглашение было подписано с итальянской компанией Eni. Благодаря этому отечественные нефтяники не только привлекут в экономику в ближайшие годы более 3 млрд долларов, но и получат опыт работы в морских условиях, в арктических широтах и с трудноизвлекаемыми запасами.

Напомним, решение о стратегическом партнерстве ведущих нефтегазодобывающих компаний Старого и Нового света было принято еще год назад, когда стороны договорились об основных направлениях сотрудничества. Тогда речь шла о привлечении американцев к освоению трех лицензионных участков на Восточно-Приновоземельском блоке Карского моря и Туапсинского прогиба в Черном море. В свою очередь, "Роснефть" допускалась в Западное полушарие, где российские нефтяники могли принять участие в разработке недр Мексиканского залива и Северной Америки.

Однако даже активная поддержка проекта правительством России еще не гарантировала сторонам реальных преференций и налоговых послаблений для работы на шельфе. Из-за этого в свое время развалилось аналогичное рамочное соглашение о сотрудничестве между российскими нефтяниками и американским Chevron Texaco (Черноморский шельф) и британским ВР (шельф Карского моря).

В данном случае соглашение носит гораздо более конкретный характер и регламентирует не только допуск знакового игрока к российским углеводородам, но и определяет место государственной нефтяной компании в добыче в Западном полушарии. Стратегическое партнерство с ExxonMobil позволяет "Роснефти" получить 30% доли в проектах на участке Ла Эскалера Дэлавэрского нефтегазоносного бассейна в Западном Техасе, на 20 лицензионных участках в Мексиканском заливе и канадском Харматтане пласта Кардиум. Глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов подчеркивает, что партнерство с американским холдингом позволит его компании в первую очередь получить доступ к современным технологиям и набраться опыта работы в сложных геологических условиях. Как раз в таких, с которыми самой "Роснефти" предстоит столкнуться при разработке собственных месторождений в Арктике, Западной Сибири и на Черноморском шельфе.

- Почти год стороны обсуждали детали соглашения, но подписали его только тогда, когда правительство России приняло постановление о налоговых преференциях для работы на шельфе (обнуление ставки налога на добычу полезных ископаемых при работе на обоих шельфах), - рассказал "РБГ" аналитик компании "Инвесткафе" Григорий Бирг, - теперь, после получения госгарантий американцы возьмут на себя риски по наиболее затратной геологоразведке, вложив в изучение участков на Карском море 2,2 млрд, Черного моря - 1 млрд долларов.

Ожидается, что налоговые преференции позволят сэкономить добывающим компаниям на Черном море и Ямале от 3,24 до 5,45 млрд долларов. Кроме того, для обучения российских партнеров будет создан совместный Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок (ARC), который начнет использовать собственные технологии ExxonMobil и "Роснефти", а также разрабатывать новые технологии для содействия реализации совместных проектов, включая буровые и добывающие суда и платформы ледового класса. Первоначальные инвестиции в его работу намечены на уровне 500-600 млн долларов. Ожидается, что для освоения арктических месторождений партнерам потребуется не менее десятка морских платформ общей стоимостью 150 млрд долларов, часть из которых будут строиться на российских верфях.

Буквально через несколько дней после подписания операционного соглашения с американцами такой же документ был подготовлен "Роснефтью" с итальянской компанией Eni. При этом оба партнера подчеркнули, что к визированию соглашения их побудили меры российского правительства по обнулению экспортной пошлины и применению пониженной ставки НДПИ на уровне 5-15%.

Стороны также намерены создать совместное предприятие (доля итальянцев составит одну треть) для освоения Федынского и Центрально-Баренцевского участков шельфа Баренцева моря и Западно-Черноморского участка шельфа Черного моря. По данным специалистов российского нефтехолдинга, суммарные извлекаемые ресурсы трех участков оцениваются в 36 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Глава итальянской компании Паоло Скарони заявил, что, в свою очередь, Eni готова допустить россиян в разработку собственных месторождений в Северной Африке, странах Северной Европы и Северной Америки (Аляска).

Аналитики объясняют интерес Eni тем, что, будучи одним из основных поставщиков углеводородов в Европу, сами они владеют месторождениями в Старом Свете лишь на стремительно "худеющем" шельфе Северного моря. А после запуска "Северного потока" роль итальянцев в европейском топливном балансе и подавно снизилась.

К тому же Eni сильно запоздала на российский рынок добычи, где давно обосновались ее конкуренты, добившиеся приращения запасов за счет шельфа "одной шестой суши".

- Могут быть разные причины намерений руководства Eni для выхода на российский шельф, - заметил "РБГ" начальник отдела аналитических исследований ИГ "Универ Капитал" Дмитрий Александров, - и вследствие различия приемлемых уровней доходности, и вследствие, например, различия в планах реализации добытого сырья (география, потребитель, способ - рынок или контракт, и так далее). Шельфовые работы затратны, поэтому всегда лучше идти на них в партнерстве, снижающем и геологические, и технологические, и финансовые риски. Плюс к тому полный технологический цикл разведки, бурения, освоения и эксплуатации редко какая даже крупнейшая компания проходит полностью самостоятельно, без привлечения партнеров или узкопрофильных подрядчиков под конкретные виды работ.

В любом случае государственный нефтехолдинг в апреле заполучил двух мощных партнеров, не только согласных взять на себя самую затратную часть офшорных проектов, но и способствовать выходу российских нефтяников на добычу в другом полушарии. А это и есть путь к вожделенной "глобальной компании".

Источник: Российская газета

RUEN