Известия: Крупнейший НПЗ "в списках не значится"

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

Ростехнадзор начал применять новую тактику проведения проверок нефтеперерабатывающих предприятий. Сначала у нефтяников находят сотни нарушений безопасности производства и выписывают штрафы на миллионы рублей. А потом выражают официальную благодарность за "модернизацию производства".

Всего намечено проверить 24 крупных НПЗ, но на данный момент работа завершена только на 15, рассказал источник в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Проверки на оставшихся НПЗ продолжаются, заявили в пресс-службе Ростехнадзора, отказавшись обсуждать детали.

Сначала Ростехнадзор относился к проверкам бескомпромиссно. Ведомство остановило работу оборудования почти на каждом крупном НПЗ. По части опасных производств материалы направлены в суд, говорил в конце июля глава службы Николай Кутьин. Но по крайней мере на одном НПЗ Ростехнадзор повел себя крайне непоследовательно.

Нижнекамский НПЗ ТАИФ-НК (мощность 7,3 млн т нефти в год), как выяснили проверяющие, не включен в реестр нефтеперерабатывающих заводов, а на подсоединение его к магистральным нефтепроводам нет технической документации. То есть одно из крупнейших предприятий отрасли работает "без регистрации" и сырье получает чуть ли не по незаконным врезкам. Нашли инспекторы и нарушения на сливно-наливных эстакадах. Всего 126 нарушений. Небольшие НПЗ Ростехнадзор закрывает навсегда и за меньшие провинности. Здесь все обошлось 21 протоколом об административных правонарушениях и 961 тыс. рублей штрафов, говорит источник в Ростехнадзоре.

Однако самое необычное началось после. Проверка проходила с 4 по 31 августа, рассказали в ТАИФ-НК. А уже 21 сентября заместитель руководителя Ростехнадзора Светлана Родионова на проходившем в Волгограде семинаре для сотрудников ведомства торжественно вручала генеральному директору Александру Бабынину почетную грамоту ни много ни мало "за лучшую организацию работы по внедрению новых технологий, модернизацию производства, повышение надежности и безопасности производственных объектов предприятия". Благодарность вынес глава Ростехнадзора приказом от 16 сентября. На семинаре присутствовали представители почти всех остальных российских НПЗ, и ТАИФ-НК была названа единственной компанией, прошедшей проверку Ростехнадзора, заявила начальник отдела протокола ТАИФ-НК Альбина Фатихова.

Что приказ о вынесении благодарности ТАИФ-НК действительно был, в Ростехнадзоре подтвердили. Но причину резкого изменения позиции объяснить не смогли.

- Реестр ведет не Ростехнадзор, а Минэнерго. И мы в него включены. У нас за подписью замминистра энергетики Сергея Кудряшова выдано об этом свидетельство. Так что такого замечания в акте по результатам проверки нет, вам просто дают неверные сведения, - заявил главный инженер ТАИФ-НК Михаил Тюнин. - А техдокументация на присоединение к нефтепроводам выполнена еще 33 года назад. И она до сих пор у нас хранится.

Впрочем, претензии к наливным эстакадам он признал. Мазутные эстакады проектировались еще в 1968 году, а по нынешним нормам налив должен быть закрытым. Зато по наливу битума и бензина оборудование самое современное. Так что почетную грамоту НПЗ получил заслуженно, уточнил Михаил Тюнин. И пообещал не опротестовывать выписанный штраф в 961 тыс. рублей.

Одной рукой наказывать, а другой награждать - в России распространенная практика.

- Чиновники очень боятся ответственности и действуют по принципу: лучше найти недостатки на опасном производстве, чем не найти. Вдруг там что-то случится? А потом они извиняются и выписывают благодарности, - рассуждает начальник аналитического отдела инвесткомпании "Универ капитал" Дмитрий Александров. - С другой стороны, представьте, что нарушений в промышленной безопасности на каком-то предприятии не нашли. Сразу возникает подозрение, что проверяющие просто плохо искали.

Сильно мешает и недоработка многих технических регламентов, отмечает эксперт. Можно работать на основе стандартов Евросоюза, или старых российских ГОСТов, или техстандартов Таможенного союза. Все они законны, но при проверках возникает вопрос: на какие равняться? И всегда найдутся нарушения.

Проверка технического состояния крупнейших российских НПЗ стартовала вскоре после состоявшегося 8 июля совещания под руководством премьер-министра Владимира Путина в Киришах. Там обсуждалось, почему в экспортирующей нефть стране в конце апреля возник дефицит топлива на заправках и как не допустить подобного в будущем.

Больше всего нарушений - 501 - выявлено на заводе "Лукойл-Пермьнефтеоргсинтез", на "Газпром нефтехим Салават" - 491 нарушение, на принадлежащей российско-британскому СП ТНК-ВР "Рязанской нефтеперерабатывающей компании" - 232 нарушения. Серьезно досталось и остальным.

Источник: Известия

RUEN