Business FM: Путин приехал в Китай решать сложный вопрос по ВСТО

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

Китайский кредитный капкан. Сегодня российский премьер начал визит в Пекин. Владимиру Путину предстоит распутывать едва ли не самый сложный вопрос двусторонних отношений. Речь идет о нежелании китайской стороны покупать российскую нефть по рыночным ценам. В Москве не исключают, что договорится так и не удастся. Тогда остается надеяться только международный арбитраж.

Китай не может позволить себе дорогой бензин и соответственно нефть по мировым ценам. В этом его специфика. Об этом российского вице-премьера Игоря Сечина наверное забыли предупредить многочисленные эксперты. Теперь вариантов договорится не много. Главный из них вернуть деньги и заключить новое соглашение. Но здесь тоже не все просто: немалые средства надо еще изыскать, к тому же Пекин вполне может отказаться в таком случае покупать российское дорогое сырье. Есть риск, что проект века трубопровод ВСТО останется ржаветь в сибирской тайге, комментирует эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев:

«Китай с нового года решил самостоятельно устанавливать тарифы для прокачки российской нефти по системе «Транснефти». Китай указал на то, что они дали достаточно дешевые кредиты, и теперь рассчитывают на то, что к ним будет особое отношение. Это такая модель поведения. Я не знаю, можно ли будет с ними договориться? Россия не является единственным поставщиком нефти в мире и в настоящий момент предложение нефти на мировом рынке превышает спрос».

В 2009 году «Транснефть» и «Роснефть» получили от Китая 25 миллиардов долларов на 20 лет под поставки нефти. Куратор соглашения - вице-премьер Игорь Сечин. Считается, что, по крайней мере, часть денег пошла на строительство трубопровода ВСТО. Примерно через год Китай вдруг возмутился. Он же помог России, выдал льготный кредит в трудную кризисную минуту, а ему счета по мировым ценам, отмечает начальник аналитического отдела компании «Универ-Капитал» Дмитрий Александров:

«Китай не согласится на какие бы то ни было реформы, которые могут его поставить в невыгодное положение, в том случае, если цены на мировом рынке пойдут вниз, будет исходить из того, что он должен иметь определенный дисконт. Особенно, если учесть, что он принимает часть нефти по уникальному ответвлению, которое он считает, раз оно ориентировано только на него, то значит, он должен, как единственный покупатель, иметь определенные преимущества».

«Транснефть» потратила на строительство первой очереди трубопровода «Восточная Сибирь Тихий океан» 381 миллиард рублей. Благодаря Алексею Навальному вопросы о хищениях в компании задают даже Владимиру Путину. Наверху факт воровства не признается.

Источник: Business FM

RUEN