Business FM: «ЛУКОЙЛ» судится с болгарской таможней

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

В среду Административный суд столицы Болгарии должен рассмотреть по существу иск компании «ЛУКОЙЛ» о незаконности отзыва лицензии на хранение топлива на принадлежащем ему НПЗ в городе Бургас.

Лицензия у «ЛУКОЙЛа» была отозвана таможенной службой Болгарии в конце июля. Объяснение: компания не установила в срок специальные счетчики для исчисления акцизных платежей. В результате, через несколько дней мог остановиться принадлежащий «ЛУКОЙЛу» Бургасский НПЗ - один из крупнейших европейских заводов. Он перерабатывает от семи до 10 миллионов тонн нефти в год. Но этого не произошло.
Уже 1 августа суд приостановил действие решения таможни. Это вполне понятно: если НПЗ остановить, то Болгарии нечем будет заправлять самолеты и железнодорожные локомотивы, говорит аналитик ФГ «Брокеркредитсервис» Андрей Полищук:

«Здесь скорее угроза для самой Болгарии, потому что все-таки крупный завод и нефтепродукты ей придется где-то закупать, если он будет остановлен. Но, возможно, конечно, дальнейшее уже развитие конфликта попытка выкупить тот же завод у «ЛУКОЙЛа» по какой-то заниженной стоимости».

Действия таможенников и история со счетчиками лишь вершина айсберга. Корни конфликта значительно глубже. В основном это то, что принадлежащий «ЛУКОЙЛу» «Нафтохим» - один из ключевых налогоплательщиков Болгарии, говорит генеральный директор компании «Метапроцесс» Кирилл Лятс:

«Этот конфликт длится уже несколько месяцев. Безусловно, счётчики можно было бы установить, но, я думаю, здесь проблема более серьёзная - она не столько этих счётчиков касается, сколько ухудшившихся взаимоотношений между «ЛУКОЙЛом» и болгарским руководством. Речь идёт о подходе к налогоисчислению, которое нынешним болгарским правительством изменено, и «ЛУКОЙЛ» это на сегодняшний момент не устраивает».

Помимо истории со счетчиками, куда более вероятно, что будет завершено другое дело - антимонопольное. Болгарская сторона хочет доказать, что «ЛУКОЙЛ» пользуется доминирующим положением на рынке. Если это получится, то штрафы, могут оказаться сопоставимы с теми, что компании приходилось выплачивать по искам ФАС в России - десяткам миллионом долларов. Впрочем, отношение к ситуации внутри болгарского руководства единым назвать сложно, говорит начальник аналитического отдела компании «Универ-Капитал» Дмитрий Александров:

«Здесь явно видна двойственная позиция внутри правительства Болгарии, потому что с одной стороны министр экономики и энергетики имеет довольно-таки мягкую позицию относительно сложившейся ситуации. Министр финансов - совершенно другую, гораздо более жесткую. И опять-таки это понятно: один думает об экономике, другой о наполняемости бюджета и о соблюдении налоговых поступлений».

По мнению некоторых экспертов, начало конфликта было положено, когда «ЛУКОЙЛ» поднял отпускные цены на болгарском рынке. Но и сильно снизить их теперь он вряд ли сможет, не более чем на несколько процентов. Рентабельность европейских НПЗ очень низкая. Но не исключено, что именно из-за этих нескольких процентов и началась вся интрига с лицензиями и антимонопольными разбирательствами.

Источник: Business FM

RUEN