BFM.Ru: Путин раскрыл Сечину бензиновый заговор

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

Владимир Путин уверен, что бензин подорожал из-за сговора нефтяников. Эксперты отмечают, что цена начали расти как раз после рекомендаций премьера, прозвучавших в феврале. Они прогнозируют дальнейшие скачки цен и дефицит топлива

Премьер-министр России Владимир Путин видит причину роста цен на бензин в России в сговоре нефтяных компаний. Об этом он сообщил на заседании президиума правительства, передает «ПРАЙМ-ТАСС». «Дело не в дефиците, дело в сговоре», заявил Путин вице-премьеру Игорю Сечину, который объясняет рост цен дефицитом топлива.

«Они договариваются между собой: на биржу отдают небольшое количество», пояснил механизм сговора Владимир Путин.

Сечин, возглавляющий совет директоров крупнейшей нефтяной компании в стране, «Роснефти», отчасти согласился: «Это является элементом вздутия цены».

О намерении предотвратить сговор в сфере производства и торговли нефтепродуктами Генпрокуратура заявляла еще 27 апреля. А 28 апреля прокуратура Алтайского края, который первым столкнулся с дефицитом бензина, направила в суд 27 исков по фактам ограничения продажи бензина на автозаправочных станциях региона.

Кроме Алтайского края, проблемы с наличием бензина испытывали в Томске, Новосибирске, Иркутске, республике Тува, Мурманске, Санкт-Петербурге, на Сахалине, в Ярославле, Курске, Краснодаре.

Вместе с дефицитом росли и цены на топливо: за неделю с 26 апреля по 3 мая цены на бензин выросли на 2,8%, а на дизельное топливо на 1,5%. Это, по мнению аналитиков, «разогнало» инфляцию в России: за этот же период она ускорилась до 0,2%.

Исходя из того, что во многих субъектах России уже наблюдается существенный рост цен, ФАС может усмотреть проявления сговора по большому числу регионов, отмечает начальник аналитического отдела компании «Универ - Капитал» Дмитрий Александров. «Санкции могут быть очень существенные. Если исходить из информационного поля, то под угрозой оказывается «Газпром нефть» и «Роснефть», но я боюсь, что эта волна может коснуться всех игроков рынка, без исключения, предполагает Александров. Если будет запущен этот механизм, речь будет идти о миллиардах рублей в отношении каждой компании».

«Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и ТНК-BP не смогли оперативно прокомментировать обвинения в сговоре, озвученные Владимиром Путиным.

Обвинения нефтяников в сговоре «достаточно странны», полагает Виталий Громадин, старший аналитик инвесткомпании «Арбат Капитал». После «официального давления премьер-министра в феврале» на нефтяные компании с целью снизить цены на дизель, нефтяники очень оперативно отреагировали и снизили цены не только на дизель, но и на бензин, рассуждает Громадин. «При этом цены на нефть в мире сохранили высокий уровень до текущего момента. Под давлением государства перед выборами цены на бензин поднимать нельзя. Появился дефицит, так как нефтяники стали терпеть убытки от розничной продажи внутри страны. Например, ТНК-ВР заявила об убытках за первый квартал 2011 года в 55 млн долларов, «Роснефть» в 100 млн долларов», поясняет эксперт.

Получается, премьер-министр обвиняет нефтяников в сговоре, целью которого было снизить цены внутри страны для обоснования вывоза ими бензина за рубеж, рассуждает аналитик «Арбат Капитала». Он отмечает: все понимали, что это приведет к дефициту, а «нефтяникам это никак не выгодно, так как большую часть бензина они все равно продают внутри страны и терпят убытки».

«Получается некоторая странность, и обвинение некорректно, так как сам Путин сначала приказал снизить цены», говорит BFM.ru Громадин.

С ним соглашается и эксперт российского Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев: «В том, что сейчас обзывается бензиновым кризисом, виновато правительство, потому что попытки регулировать цены на бензин административным путем всегда автоматически приводят к кризису».

Команда ФАС все-таки нужна

ФАС уже заявляла ранее о том, что нефтяники продают нефтепродукты аффилированным лицам (то есть сами себе) и прибегают к реализации обязательных объемов неравномерно по времени, напоминает Виталий Громадин. «Необходимо усиление контроля и совершенствование технической стороны торгов», считает аналитик.

Руководители крупнейших нефтяных компаний уже знают о запрете проведения сделок через биржу с аффилированными структурами, отчитался премьеру на президиуме правительства Сечин. «Для компаний биржевые торговые операции могут быть референтными без снижения объемов. Объемы на бирже должны реализовываться независимым сетям», заявил вице-премьер, курирующий топливно-энергетический комплекс.

Однако запрет на продажу нефтепродуктов на бирже аффилированным структурам не сможет решить проблему, считает Александр Кравцов, заместитель генерального директора холдинговой компании «Совтрансавто». Отечественный рынок топлива формируют и контролируют 3-4 крупных игрока, «которые, к тому же, являются полугосударственными или окологосударственными предприятиями».

Столь ограниченное число участников, в том числе, и приводит к провалу биржевой торговли российским топливом: «Очевидно, что огромные лоты (по 150 тысяч тонн нефти), которые сейчас выставляются на биржу, реально могут купить только «дочки» крупных нефтяных компаний», говорит BFM.ru Александр Кравцов.

«В этом случае, пока в России не появятся частные НПЗ и более мелкие нефтепроизводители, серьезно говорить о какой-либо конкуренции на российском рынке торговли нефтепродуктами не приходится. В этой связи, не исключено, что ситуации с внезапным дефицитом топлива будут повторяться неоднократно», заключает Кравцов.

Источник: BFM.Ru

RUEN