Время новостей: Напомнили про цены

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

Распри Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с нефтяниками вокруг завышения цен на нефтепродукты в 2008--2009 годах далеки от завершения, но антимонопольщики уже требуют от крупнейших российских нефтяных компаний объяснить причины нынешнего подорожания автомобильного топлива и авиакеросина. В ФАС убеждены, что растущие вслед за нефтяными котировками экспортные пошлины должны способствовать снижению стоимости бензина внутри страны. В компаниях отмечают, что сначала необходимо изменить налоговый режим в отрасли. Эксперты в свою очередь настаивают, что сбить цены позволит лишь создание в России свободного рынка нефтепродуктов.

Вчера запросы о причинах роста цен были разосланы в ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», НК «Альянс» и «Башнефть». По данным «Росстата», только в ноябре стоимость бензина Аи-95 еженедельно увеличивалась на 0,2%, дизельного топлива -- в среднем на 1,4% (с начала года Аи-95 прибавил в цене 5,1%, а дизтопливо -- 7,2%). Сами антимонопольщики нашли объяснение как текущему, так и будущему удорожанию нефтепродуктов. В сообщении ведомства говорится о росте мировых цен на нефтепродукты, сезонном переходе на производство зимнего дизельного топлива и о введении акцизов в 2011 году. Тем не менее в ФАС уверены, что установленные в соответствии с конъюнктурой мирового сырьевого рынка высокие экспортные пошлины должны способствовать снижению цен на рынке внутреннем. Антимонопольщики пытаются предотвратить ситуацию, когда снижение цен на нефть на зарубежных торговых площадках не нашло отражения в стоимости бензина на отечественных бензоколонках. Напомним, за два этапа разбирательства ФАС успела выписать нефтяникам штрафы более чем на 26 млрд руб. за монопольно высокие цены.

За текущий уровень цен нефтяники должны отчитаться перед ФАС не позднее начала декабря. По-видимому, ведомство может рассчитывать на оперативность своих оппонентов. Как сообщили «Времени новостей» в одной из компаний, в ближайшие дни должна пройти встреча менеджмента российских корпораций по поводу новых претензий ФАС. И общее настроение участников отрасли уже известно. Так, по словам представителя одного из российских нефтяных мэйджоров, цена бензина на внутреннем рынке в большей степени зависит от налоговой составляющей, а не от вывозных пошлин: «Ни для кого не секрет, что цены начинают расти тогда, когда чиновники начинают говорить об увеличении налогов». Его коллега из другой компании пояснил, что текущий рост цен на бензин вызван повышением стоимости нефти на мировом рынке, а перспективный рост будет обусловлен налоговыми инициативами властей, в частности введением акцизов в следующем году. Собеседник «Времени новостей» еще в одной крупной российской компании указал на то, что размер экспортной пошлины никак не сказывается на возможностях внутреннего спроса. «Российский рынок нефтепродуктов не резиновый, весь имеющийся объем он все равно не в состоянии потребить», -- заметил источник.

По словам начальника отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрия Александрова, та логика, которой придерживается ФАС, актуальна только для открытого рынка. «В теории высокие пошлины должны создавать избыток товара на внутреннем рынке. На практике они приводят к уменьшению маржи на экспортном направлении и резервированию объемов компаниями. В итоге цена как минимум остается прежней», -- пояснил эксперт. По его мнению, в отсутствие открытого рынка можно вводить любые пошлины, но бизнес все равно не будет думать о развитии, а станет резервировать объем, пытаясь сохранить текущий уровень доходов. «В США в прошлом году колебания стоимости бензина составляли 35--40%, но никого не штрафовали, в России же государство фактически играет на сужение рынка и никак не способствует увеличению числа игроков», -- подытожил аналитик.

Источник: Время новостей

RUEN