Рынок ценных бумаг: Аэрофлоту отдадут активы Росавиа

Комментирует начальник отдела аналитических исследований УНИВЕР Капитал Дмитрий Александров

Премьер-министр РФ Владимир Путин одобрил предложение Минтранса по акционированию компании ГТК "Россия" и других ФГУПов, находящихся в ведении компании "Ростехнологии", а также о последующем их слиянии с компанией "Аэрофлот". В ходе встречи с главой Минтранса Игорем Левитин В.Путин напомнил о необходимости создания надежных с точки зрения интересов пассажиров и самодостаточных в экономическом смысле конкурентоспособных авиаперевозчиков, сообщает «Финмаркет».

Глава Минтранса рассказал, что в управлении "Ростехнологий" находятся три ФГУПа, которые сейчас проходят процедуру акционирования - это ГТК "Россия", "Кавминводы" и "Оренбургские авиалинии", а также три акционерных общества - "Владивостокавиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы".

И.Левитин пообещал, что в течение 2010 года будет проведено акционирование ФГУПов.

Таким образом, все региональные авиакомпании, которые должны были составить основу нового российского национального авиаперевозчика "Росавиа", будут переданы "Аэрофлоту".

Комментарии экспертов: 

Александров Дмитрий,
Начальник отдела аналитических исследований, ООО «УНИВЕР Капитал»

Акционирование ФГУПов в принципе является позитивным моментом благодаря существенному повышению прозрачности их деятельности, хотя это и не обязательно сразу поведёт к росту эффективности управления или улучшению финансовых результатов. Тем не менее, деятельность оао оценивается по чётким критериям финансовой, а не какой либо иной эффективности. Будут ли данные активы привлекательны для инвесторов? Конечно, большой приток потенциальных акционеров вероятен только в том случае, если в первой половине 2010 г будут получены устойчивые сигналы роста экономики. В такой ситуации можно рассчитывать на существенный приток инвестиций.

Газпромбанк
Наиболее вероятный формат сделки – обмен казначейских акций Аэрофлота (после выкупа блокпакета у крупнейшего миноритарного акционера А.Лебедева) на пакет акций авиакомпаний, находящихся в ведении Ростехнологий. В результате обмена доля государства в Аэрофлоте превысит 75% (25,8% государство будет владеть опосредовано через Ростехнологии), а Аэрофлот получит контроль над такими авиационными активами как ГТК Россия, Кавминводы, Оренбургские авиалинии, Владивостокавиа, Саратовские авиалинии и Сахалинские авиатрассы. Однако процесс обмена активами может затянуться, т.к. первые три компании в данном списке являются государственными и сначала должны пройти процедуру акционирования.
Вместе с тем мы полагаем, что рынок может негативно воспринять данную новость, т.к. большинство из перечисленных авиакомпаний находятся в тяжелом финансовом положении (долг ГТК Россия, крупнейшей авиакомпании подконтрольной Ростехнологиям, превышает 6 млрд руб. Компания закончила 2008 г. с чистым убытком в 2,35 млрд руб. и продемонстрировала 15%-ое снижение пассажиропотока в 2009 г. Финансовые показатели за 2009 г. еще не опубликованы). Присоединение новых активов увеличит долговую нагрузку Аэрофлота. Текущий чистый долг Аэрофлота – около 1,2 млрд долл. С учетом выкупа блокпакета А. Лебедева (около 400 млн долл.), привлечения дополнительного финансирования для Шереметьво-3 (около 100 млн долл.) и консолидации долга ГТК Россия ( около 200 млн долл.) чистый долг компании приблизится к 2 млрд долл., вследствие чего долговая нагрузка компании («Чистый долг/EBITDA») превысит 4х. Консолидация новых активов негативно отразится и на рентабельности крупнейшего отечественного авиаперевозчика. Мы не исключаем, что рентабельность Аэрофлота по чистой прибыли снизится до 2–2,5% (рентабельность группы Аэрофлот по чистой прибыли по итогам 9М2009 г. составила 6,7%). Аэрофлот понесет и ряд косвенных издержек, т.к. компании придется пересмотреть собственную стратегию развития, планы модернизации парка воздушных судов и заново перепланировать маршрутную сетку. Позитивный эффект от увеличения доли присутствия на внутреннем рынке сейчас оценить достаточно сложно, поэтому мы ожидаем, что в краткосрочной перспективе котировки Аэрофлота могут находиться под давлением. 

Rye, Man & Gor securities
Мы считаем, что фундаментально сделка окажет негативное влияние на рентабельность Аэрофлота из-за низкой эффективности большинства авиакомпаний. Как мы писали в Еженедельном отчете #758, синергетический эффект может возникнуть только с ГТК Россия, Владивосток авиа и Сахалинскими авиатрассами.
 
Однако, на наш взгляд, так как передача активов, скорее всего, будет отложена на конец года, менеджмент Аэрофлота сможет минимизировать потенциально негативный эффект от сделки. Также, остается под вопросом сумма, в которую государство оценило авиакомпании, и потребуется ли для сделки весь пакет 25.8% акций Аэрофлота, который компания должна в ближайшее время выкупить у НРК. Возможно, часть пакета будет задействована для других сделок M&A.
 
До прояснения деталей сделки мы сохраняем нашу текущую оценку $2.60 и рекомендацию Покупать по акциям компании. 

Романов Константин,
Аналитик, Холдинг «Финам»

Объединение Аэрофлота с авиаактивами Ростехнологий, по нашим оценкам, может негативно отразиться на консолидированных финансовых показателях авиакомпании в ближайшие несколько лет вследствие более старого и низкоэффективного парка самолётов передаваемых компаний, а также их высокой долговой нагрузки. Тем не менее, благодаря поглощению региональных авиакомпаний Аэрофлот может существенно укрепить свои позиции на российском рынке авиаперевозок.
2 февраля Премьер-министр РФ на встрече с министром транспорта одобрил слияние региональных авиакомпаний, находящихся под управлением Ростехнологий, с Аэрофлотом. Всего в структуру Аэрофлота должно войти 6 авиакомпаний: ГТК Россия, Кавминводы, Оренбургские авиалинии, Владивостокавиа, Саратовские авиалинии и Сахалинские авиатрассы. Министр транспорта также сообщил, что с этой целью в настоящее время ведётся акционирование трёх авиакомпаний, работающих сейчас в форме ФГУПов.
Мы полагаем, что поглощение региональных авиакомпаний может негативно отразиться на консолидированных финансовых показателях Аэрофлота в ближайшие несколько лет. Авиакомпании, входящие в Ростехнологии, имеют существенно более старый парк самолётов, по сравнению с Аэрофлотом, который к концу 2009 года вывел полностью из эксплуатации устаревшие и неэкономичные российские самолёты. Также мы отмечаем их высокую долговую нагрузку этих компаний. Тем не менее, Аэрофлот имеет шанс укрепить свои позиции на российском рынке внутренних авиаперевозок и провести реструктуризацию поглощаемых авиакомпаний, что позволит более эффективно реализовать стратегию стать национальным авиаперевозчиком.
Согласно нашим оценкам, ориентировочная справедливая стоимость 1 обыкновенной акции Аэрофлота составляет $2,90, что подразумевает потенциал роста в 53% и соответствует рекомендации «Покупать». 

Рожков Андрей, ООО ИФК "Метрополь"
Одобрение акционирования ГТК "Россия" и других ФГУПов, находящихся в ведении компании "Ростехнологии", а также о последующем их слиянии с компанией "Аэрофлот" - это единственный вариант при котором авиакомпании сохранят свое существование. Слияние с Аэрофлотом принесет в эти компании высокое качество менеджмента, и сами компании смогут улучшить свои показатели. Для Аэрофлота такое решение также является положительным, т.к. компания сможет увеличить пассажиропоток.

Источник: Рынок ценных бумаг

RUEN