RBC daily: Претендент с толстым кошельком

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

В борьбу за крупнейшие углеводородные участки им. Требса и Титова неожиданно включился «Сургутнефтегаз», который ранее никак не выказывал своей заинтересованности в участии в конкурсе. Он, так же как и ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Башнефть» и «Газпром нефть», уже оплатил «входной билет». Несомненным преимуществом «Сургутнефтегаза» является его финансовое положение: его денежная подушка позволяет внести гигантский стартовый платеж без того, чтобы занимать деньги на рынке. Сегодня свою позицию должна объявить «Роснефть».

«Сургутнефтегаз» внес сбор за участие в конкурсе по месторождениям им. Требса и им. Титова, рассказал в пятницу журналистам глава Роснедр Анатолий Ледовских на инвестфоруме в Сочи. В пресс-службе «Сургута» подтвердили, что оплата была произведена. Компания с самым большими денежными накоплениями (на конец второго квартала денежная подушка выросла до 22,7 млрд долл.) составит конкуренцию ЛУКОЙЛу, «Башнефти», ТНК-ВР, которые тоже оплатили сбор. Самостоятельную заявку на участие в конкурсе подала также «Газпром нефть», сообщила пресс-служба компании.

Торги состоятся 2 декабря, а срок приема заявок и уплаты сбора в размере 606,704 тыс. руб. завешается сегодня. Среди претендентов называлась также «Роснефть». Компания свое решение объявит в понедельник, сказал в пятницу глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов. Он объяснил неспешность компании тем, что «проект непростой, лицензия с обременением».

Оба месторождения (запасы — более чем 230 млн т), расположенные в Ненецком автономном округе, продадут единым лотом. Стартовый платеж составит 18,17 млрд руб. По условиям конкурса получатель лицензий должен 42% добываемой нефти перерабатывать на своих НПЗ, а 15% нефтепродуктов продавать на товарно-сырьевой бирже. Победителем станет компания, представившая лучшие технико-экономические показатели. Если несколько претендентов подготовят равноценные показатели, лицензия будет отдана тому, кто предложит наибольший разовый платеж.

Конкуренция за месторождения будет жесткой, поэтому уже сейчас компании выдвигают встречные предложения. По словам главы НАО Игоря Федорова, ЛУКОЙЛ рассматривает возможность строительства в регионе НПЗ при финансовом участии администрации округа. Ранее компания планировала нефть с этих месторождений направлять на свой Варандейский терминал, расположенный в Баренцевом море. Помимо этого глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов пообещал, что в случае победы компания готова завершить геологоразведочные работы в течение двух лет (по условиям лицензии — пять лет). В ЛУКОЙЛе не комментируют возможность строительства завода. Однако источник РБК daily в одной из «дочек» компании говорит, что речь о таком проекте не идет.

Более оптимальным вариантом может стать переработка нефти, добываемой на месторождениях Требса и Титова, на Киришском НПЗ (принадлежит «Сургутнефтегазу») после расширения его мощностей и строительства необходимой инфраструктуры, что отвечает условиям конкурса, считает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. «Возможно, это было бы более выгодно, чем транспортировать нефть на заводы в Башкирию (в случае с «Башнефтью») или строить новый НПЗ в НАО», — говорит он. При этом «Сургутнефтегаз», имеющий одну из крупнейших денежных подушек среди мировых нефтяных компаний, безусловно, не будет испытывать проблем с участием в конкурсе — привлекать заемные средства компании не придется, добавляет начальник отдела инвестанализа ИГ «Универ Капитал» Дмитрий Александров.

РЖД заработают на продаже «Трансконтейнера» 12,8 млн рублей
РЖД определились с минимальной ценой на пакет в 35% минус одна акция «Трансконтейнера». На внеочередном собрании акционеры «Трансконтейнера» решили разместить в рамках IPO не более 5,557 млн акций по цене не менее 2,311 тыс. руб. за акцию. Таким образом, РЖД заработают на продаже своей «дочки» минимум 12,8 млрд руб. Ранее сообщалось, что IPO «Трансконтейнера» запланировано на ноябрь текущего года. Организаторами выбраны несколько банков, среди которых «Тройка Диалог», Morgan Stanley, JP Morgan и «ТКБ Капитал» (бывший «КИТ Финанс»). Акции «Трансконтейнера» планируется разместить в Лондоне и России. Учитывая, что 15% акций «Трансконтейнера» было продано еще в 2007 году, в результате предстоящего IPO в руках частных инвесторов окажется 50% минус одна акция «дочки» РЖД.

Источник: RBC daily

RUEN