Независимая газета: Минфин готов взять в руки финансы госкорпораций

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

Многолетняя борьба Министерства финансов за контроль над доходами, кредитами и расходами крупнейших компаний вышла на новую стадию. В субботу замглавы Минфина Дмитрий Панкин пообещал в ближайшее время перейти от простого мониторинга к регулированию крупных заимствований и инвестиций госкорпораций и компаний с госучастием. По мнению экспертов, пока эти заявления выглядят лишь декларацией, поскольку центр принятия решений по-прежнему останется в руках аппарата правительства, а не Минфина.

Как пояснил Панкин в минувшую субботу, Минфин подготовил проект соответствующего нормативного акта о контроле над госкомпаниями. Проект, впрочем, пока не согласован с Минэкономразвития, поскольку есть разногласия по контрольному механизму. «Они считают, что мы слишком многое пытаемся контролировать в госкомпаниях, что, наоборот, должна быть тенденция такая, что больше дать свободы компаниям, что они должны сами принимать решения, – пояснил чиновник. – А мы пытаемся сделать так, чтобы госкомпании целый ряд позиций согласовывали с правительством, с Минфином как с представителем правительства». Напомним, что ранее замглавы Минфина Алексей Саватюгин сообщал о том, что уже до конца года этот механизм заработает.

«Здесь речь идет о следующем этапе, о том, чтобы использовать не только мониторинг, но и возможность контроля, воздействия, чтобы сказать госкорпорациям и компаниям с госучастием: «Нет, это мы считаем чрезмерным заимствованием», – уточнил Панкин. По его словам, мониторинг заимствований Минфин уже проводит. «И Центробанк нам сообщает, какие займы планируют госкомпании, и мы с компаниями созваниваемся, выясняем», – пояснил он. При этом Панкин сообщил, что контроль будет идти и по крупным вложениям средств. «Если принимается решение по крупным инвестициям, то это должно быть согласовано с Минфином, если принимается решение по крупным займам – то это тоже должно быть согласовано с Минфином, – пояснил он.

В свою очередь, министр финансов Алексей Кудрин в беседе с журналистами отметил, что «механизм будет работать через советы директоров на основе анализа бюджетов и задач». «При желании занять это решение придет в Министерство финансов, и будет проверено, – отметил министр. – После чего будет вырабатываться директива правительства совету директоров компании».

Озабоченность заимствованиями госкомпаний появилась в период кризиса, поскольку именно госкомпании одними из первых вышли на внешний рынок и нарастили большой долг, который затем в период кризиса стало трудно возвращать.

Борьба за контроль над расходами и доходами корпораций началась далеко не вчера. Еще в 2006 году Минфин объявлял о своем праве на изъятие и стерилизацию большей доли экспортных доходов «Газпрома». Цена вопроса тогда составляла порядка 400 млрд. руб. В декабре прошлого года Кудрин отмечал, что внешние заимствования компаний с госучастием вызывают беспокойство, так как они пользуются государственной поддержкой и квазигосударственным рейтингом, «иногда не очень четко понимая перспективы валютных рисков и эффективность вложений заемных средств».

Вместе с тем глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина тогда же выступила за то, чтобы «мониторить» все компании, а не только государственные. Правда, без ограничения их заимствований. «На мой взгляд, мы должны понимать, как, какими темпами у нас накапливаются внешние долги крупных наших корпораций и вообще всего корпоративного сектора», – заявляла она.

Напомним, что на цели рефинансирования внешних долгов осенью прошлого года государство выделило ВЭБу 50 млрд. долл. из международных резервов. В общей сложности в рамках рефинансирования были предоставлены кредиты на сумму порядка 11 млрд. долл. После чего было решено прекратить эту практику. Часть кредитов была погашена, остальные продлены на год.

По мнению опрошенных «НГ» экспертов, стремление Минфина взять потоки доходов и расходов госкомпаний под свой контроль пока что обречены на провал. Ведомство Кудрина может сместить центр принятия решений – но лишь формально. Вопрос лишь в том, сможет ли он это сделать реально. «Формально провести некие изменения нетрудно, – считает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров. – Но совершенно непонятно, как сможет действовать ведомство, учитывая, что речь идет о крупных, причем акционерных компаниях». Логика Минфина, по его словам, может входить в определенные противоречия с планами компаний. «Например, кредиты, которые выдал Китай «Роснефти» и «Транснефти», – можно сколько угодно говорить об эффективности, но для решения вопроса прокладки трубопровода в КНР эти займы были удачными, – полагает Александров. – Наиболее реальным воздействием на госкомпании в их стремлении брать кредиты может стать право «вето» Минфина на решения совета директоров этих компаний. Но будет ли это право реализовано – трудно предсказать». По мнению эксперта, повышенное внимание Минфина к займам компаний имеет и негативное влияние на отрасль, вызывая лишнее беспокойство предпринимателей.

В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин уверен, что последние заявления – это всего лишь попытка выдать желаемое за действительное. «Главные решения по-прежнему принимаются в аппарате правительства, и никаких изменений в этой схеме пока не видно, – уверен аналитик. – К тому же тот же «Газпром» может занимать средства через свои многочисленные зарубежные «дочки», и никакой Минфин им не сможет помешать это сделать». Естественно, что власти заинтересованы в поиске средств, чтобы потратить их на поддержку населения, учитывая предвыборный период. Но пока никаких конкретных действий не видно, так что инициатива Минфина выглядит весьма сомнительной с точки зрения ее реализации, полагает эксперт.

Источник: Независимая газета

RUEN