Газета.ru: "Южный поток" от Nabucco утек

Комментирует начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР" Дмитрий Александров

Россия против объединения Nabucco и "Южного потока", которое предлагают европейцы. В этом случае она потеряет контроль над частью маршрута, что может закончиться новой "газовой войной". Между тем объединение могло бы позволить сэкономить до трети стоимости обоих проектов.

Россия не намерена помогать конкурентам в газовом вопросе. На предложение соединить газопроводы "Южный поток» и Nabucco Москва ответила недвусмысленно.

"Южный поток"
Газопровод "Южный поток", задача которого обойти рискованных транзитеров, должен пройти от черноморского побережья России до Болгарии, а затем продолжиться до Италии и Австрии. Мощность новой газопроводной системы планируется в объеме 63 млрд кубометров в год. Стоимость проекта составит, по оценке "Газпрома" , 8,6 млрд евро.

"Мы вообще не обсуждаем эти вещи», – заявил в понедельник глава Минэнерго Сергей Шматко.

О том, что проекты двух газопроводов нужно объединить для сокращения расходов, на прошлой неделе заявил Паоло Скарони – глава итальянской Eni, партнера "Газпрома" по "Южному потоку" и одновременно участника Nabucco. Смычку одобряют даже Соединенные Штаты, лоббирующие Nabucco.

Российская сторона приветствует диверсификацию поставок газа в Европу, но "Южный поток» "более конкурентен», поскольку для его реализации достигнуты все необходимые соглашения и существует необходимая ресурсная база для его заполнения, объяснил Шматко нежелание объединяться. Действительно, у Nabucco до сих пор нет сырьевой базы: ни Иран, ни Туркмения, которые являлись главными потенциальными поставщиками сырья, соглашений по Nabucco пока не заключили.

"Наш проект мне кажется сильнее, у нас есть и соглашения, и газ, – сказал министр. – И мы ждем, когда проект Nabucco сможет соревноваться с нами».

Nabucco
Проект газопровода Nabucco предусматривает поставку газа из стран Каспийского региона в Европу в обход России. Бюджет строительства 3300-километрового газопровода оценивается в 7,9 млрд евро. Участники консорциума - германская RWE, австрийская OMV, турецкая Botas, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и венгерский MOL. В качестве источников газа для трубопровода рассматриваются Азербайджан, Туркмения и Ирак.

Специалисты считают, что "Южный поток» действительно более конкурентоспособен, что понимает и Eni. "Демарш Eni обусловлен корпоративной борьбой внутри "Южного потока": итальянцы хотят получить доступ как к компрессорным станциям, так и к распределению газа», – полагает Дмитрий Абзалов из Центра политической конъюнктуры. Однако после подключения к проекту французской EdF их позиции серьезно пошатнулись. Итальянцы хотели бы делиться с французами долей в проекте только на паритетных с "Газпромом" началах, поэтому предложение частично объединить проекты газопроводов – это попытка давления Eni на "Газпром», – предполагает эксперт.

"Газпрому" же такое объединение маршрутов явно невыгодно: в этом случае он потеряет контроль над "общей" частью транспортной магистрали, а это может обернуться для него проблемами со ставками тарифов и квотами на прокачку газа, аналогичными тем, что монополия уже имела с Украиной, предупреждает начальник аналитического отдела ИГ "Универ" Дмитрий Александров.

Хотя, безусловно, в объединении хотя бы половины маршрутов двух проектов, например, в районе европейской части Турции, есть и экономическая выгода. "Прокладка двух маршрутов параллельно упростило бы работу и дало бы экономию от совокупной стоимости этих проектов в 25–33% (4-5 млрд евро)", – подсчитывает Александров.

Впрочем, нежелание России объединяться имеет и другую причину, которая перевешивает эту потенциальную выгоду. Проект, который будет запущен первым, скорее всего, останется единственным, так как два газопровода, сопоставимые по мощности и поставляющие газ в одном направлении, попросту не нужны.

Источник: Газета.ru

RUEN