Курсивъ: «КазМунайГаз» за бензин отвечает

Комментирует начальник отдела аналитических исследований УНИВЕР Капитал Дмитрий Александров

С прошлой недели по поручению президента Нурсултана Назарбаева правительство активно предпринимает меры для стабилизации цен на внутреннем рынке ГСМ.

Эксперты посчитали, что наибольшую выгоду такая корректировка принесет «КазМунайГазу».

С 1 декабря цены на бензин АИ-92 в регионах на большинстве крупных автозаправках установились не дороже чем 82 тенге за литр.

Данное снижение по всем областям республики пообещал на прошлой неделе министр энергетики и минеральных ресурсов Сауат Мынбаев. По его словам, министерство провело совещание с недропользователями и акиматами, где были подписаны соответствующие меморандумы о поставках высокооктанового бензина.

В итоге, по данным Минэнерго на декабрь, общая потребность 92-93 бензина составит 180 тыс. тонн. Эти объемы намечено получить с трех заводов: с Павлодарского НХЗ – 83 тыс. тонн, с завода Атырау – 18 тыс. тонн, с Шымкентского НПЗ – 41 тыс. тонн. Нехватку – 37,5 тыс. тонн в планах импортировать.

По словам министра, если поставки бензина из России окажутся убыточными по данной ценовой категории, то «Торговый Дом «Казмунайгаз» («дочка» нацкомпании «КазМунайГаз») эти 37,5 тыс. тонн завезет себе в убыток.

Кроме того, АРЕМ и Агентство по защите конкуренции в течение этих дней должны были скорректировать оптовые цены на бензин доминантов данного рынка.

На сегодняшний день оптовая цена зафиксирована на уровне 69 тыс. тенге за тонну, или 54 тенге за литр. «Между 54 тенге и 82 тенге слишком жирная разница, которая достается розничным продавцам, – процитировал слова Суата Мынбаева «Интерфакс», – Таким образом, оптовая цена должна быть подведена под 82 тенге за литр, чтобы произошла минимизация маржи у розничных посредников».

В настоящее время оптовые цены в России в среднем держатся в районе 22 тыс. руб (113,7 тыс. тенге) за тонну 92-93 бензина, у НПЗ цены ниже.

По подсчетам начальника отдела аналитических исследований ИГ «Универ» Дмитрия Александрова, возможность приобретения по 12 тыс. руб (62 тыс. тенге) за тонну (без НДС и акциза) теоретически и практически вполне может быть, учитывая нестабильность на внешнем рынке нефти и наработанные за прежние годы взаимоотношения с поставщиками. Тем не менее, налоги: НДС 2,5 тыс. руб (13 тыс. тенге), акциза 3,6 тыс. руб (18,8 тыс. тенге) и транспортировка (еще около 600 руб (3 тыс. тенге) на тонну).

В итоге сумма составляет около 18,7 тыс. руб (96,7 тыс. тенге) за тонну. Если без НДС при экспорте, то 16,2 тыс. руб. (83,7 тыс тенге).

Получается, что поставки из России не такие уж и прибыльные, говорит он.

Если действительно оптовая цена подтянется на 51% (к 82 тенге за литр против 54 на казахстанском рынке), то такое изменение будет весьма привлекательным для крупных поставщиков и казахстанских НПЗ, хотя наибольшая прибыль сосредоточится внутри группы КМГ (через собственные АЗС, сеть ММГ и три основных НПЗ), считает аналитик. В итоге, для групп компаний это будет позитивным событием, зато мелких посредников между НПЗ и сбытами это поставит в очень трудные условия, резюмировал он.
Заместитель директора Экспертного бюро Energy Focus Артем Устименко считает, что, напротив, подобные меры вряд ли приведут к заметному ослаблению третьего звена в виде розничных посредников в системе «поставка-сбыт». При этом вполне можно ожидать появления на внутреннем рынке искусственного дефицита.

Также, по его словам, данная мера, безусловно, представляется выгодной для компаний, которые являются операторами или владельцами отечественных НПЗ, позволяя повысить рентабельность переработки нефти.

Источник: Курсивъ

RUEN