Финам: Нефтепровод "Восточная Сибирь-Тихий океан" через несколько лет возможно будет нечем заполнить

Комментирует начальник отдела аналитических исследований УНИВЕР Капитал Дмитрий Александров

В последние дни декабря "Транснефть" намерена запустить первую очередь своенго самого масштабного проекта - нефтепровода "Восточная Сибирь-Тихий океан" (ВСТО). Трубопровод протяженностью 2,6 тысяч километров соединит населенные пункты Тайшет и Сковородино. Пропускная способность ВСТО на первом этапе составит 30 млн тонн нефти в год, стоимость ее строительства - 378 млрд рублей. Второй этап предполагает строительство мощностей по транспортировке нефти объемом в 50 млн тонн в год, примерная ее стоимость - 373,66 млрд рублей.

Идея построить нефтепровод в Китай возникла еще десять лет назад. В конце 1999 года экс-глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский обсудил строительство нефтепровода из Ангарска в китайский Дацин с руководством Китайской национальной нефтяной компанией CNPC), а уже в 2001 году Россия и Китай подписали соглашение "Об основных принципах технико-экономического обоснования (ТЭО) нефтепровода". По замыслу Ходорковского, маршрут его должен был соединять города Ангарск и Дацин.

Затем среди потенциальных потребителей (Китая и Японии) развернулась борьба за российскую нефть - в 2002 году "Транснефть" предложила альтернативный вариант нефтепровода - из Ангарска в Находку. В мае 2003 года оба проекта были объединены в один, который был назван "Восточная Сибирь -Тихий океан".

Российские нефтяники совсем недавно начали прощупывать азиатские рынки сбыта. Пока объем экспорта на восточном направлении невелик. Однако и с выходом ВСТО на полную мощность нефтяные компании РФ вряд ли смогут занять значительную долю на китайском, японском и других азиатских рынках - слишком уж велик там спрос на энергоносители. "Перспективы роста спроса на нефть в Азии огромные, больше, чем в Европе, - соглашается начальник отдела аналитических исследований ИГ "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров. - Основными факторами увеличения спроса являются промышленный рост и рост числа автомобилей в стране. К тому же, азиатские страны не так требовательны к экологичности топлива, как в ЕС". По словам аналитика, половина поставок нефти с Ближнего Востока уже приходятся на Юго-Восточную Азию.

По прогнозам аналитика ИФК "Метрополь" Алексея Кокина, российские компании смогут занять на китайском рынке максимум 7%. "Думаю, что и эта цифра будет преувеличена, - говорит он. - Наиболее реальный прогноз - 3-4%. Спрос на нефть в Китае составляет 450 млн тонн в год, а проектная мощность ВСТО - 80 млн тонн в год". По мнению г-на Кокина, для РФ наиболее важно то, что на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири будет создана инфраструктура под дальнейшее развитие трубопроводной сети.

Сегодня также стало известно, что список месторождений в Восточной Сибири, которые являются ресурсной базой для ВСТО, расширен с 13 до 22. Льготы нужны нефтяникам, чтобы частично компенсировать затраты на новые проекты в этом регионе, в котором в 2010 году планируется добыть 11-15 млн тонн нефти. Однако "налоговые каникулы" для НК могут служить стимулом для роста добычи лишь на время.

"На первом этапе неразвитость законодательной базы, недостаточные вложения нефтяников в геологоразведку и другие проблемы отрасли не отразятся на поставках нефти в Азию, так как основные месторождения, являющиеся ресурсной базой для ВСТО (Ванкорское, Талаканское и Верхнечонское) уже запущены, - говорит Алексей Кокин. - На следующем этапе, когда нужно будет доводить мощность до 80 млн тонн, все будет зависеть от того, будут ли решены эти ключевые проблемы российской нефтянки. И это вопрос следующих пяти лет".

Источник: Финам

RUEN