"Большой Бизнес" Апрель 4 (50): ПОТРЕБЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ. Виктор Шахурин, генеральный директор "УНИВЕР Менеджмент"

По количеству торговых площадей на 1000 человек среди развитых стран мира Россия занимает 7-е место (119 кв. м). Лидерами по обеспеченности торговыми площадями остаются США, Испания и Германия. Если говорить об обеспеченности качественными торговыми площадями, то здесь положение намного хуже: Россия уступает большинству европейских стран, опережая лишь Украину. По данным агентства Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, на 1000 наших соотечественников приходится всего 22 кв. м магазинов, тогда как на 1000 шведов – 344 кв. м, англичан – 238, французов – 219, чехов – 143, венгров – 99. Страна в шесть раз отстает по этим показателям от Польши и в пять – от Венгрии. Россия уступает даже Румынии (26) и опережает лишь Украину (20). Исключение составляет Москва, где на 1000 жителей приходится 150 кв. м торговых площадей – немного меньше, чем в Италии, но больше, чем в Германии. По данным агентства, во второй половине 2007 года – первой половине 2008 года Россия возглавила рейтинг по объему ввода новых торговых центров (ТЦ) в Европе.

В ближайшие полтора года (до конца 2008 года) в стране планируется ввести в эксплуатацию более 4,6 млн кв. м новых ТЦ. Основная часть этих качественных торговых площадей будет открыта в регионах. Это объясняется тем, что региональные рынки еще не насыщены, оборот на 1 кв.м современного торгового центра в российских регионах – 58 тыс. долл. в год (в Москве – 34 тыс.), покупательная способность населения в регионах с каждым годом увеличивается. Кроме того, региональная экспансия – один из главных факторов дальнейшего роста развития и завоевания большей доли на рынке для розничных компаний.Среди российских городов лидерами по объему качественных торговых площадей на 1000 человек населения являются Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург, Москва, Казань. Недостаточный уровень обеспеченности качественными торговыми площадями отмечается в таких крупнейших и экономически привлекательных городах России, как Волгоград, Пермь, Ростов-на-Дону и Челябинск. Эти данные подтверждают тот факт, что отечественному рынку розничной торговли еще есть куда расти, и в ближайшие годы темпы роста будут увеличиваться.

 Показатели рынка

Однако необходимо отметить и проблемы, с которыми сталкиваются компании потребительского сектора. Одна из основных – устаревание основных фондов, требующих для модернизации немалых средств. Скромные обороты розничной торговли по сравнению с другими секторами сдерживают привлечение дополнительных источников финансирования. Но потребительский бум, наметившийся в последнее время, привел к тому, что компании этого сектора демонстрируют увеличение темпов роста выручки и оборота торговли. Рост благосостояния населения, с одной стороны, является фактором увеличения спроса, но с другой, потребитель становится все более искушенным при выборе товаров и услуг. В результате компании решают вопросы, связанные с улучшением показателей эффективности и снижением издержек, завоеванием большей доли на рынке, оптимизацией логистических затрат. Возрастающий потребительский спрос способствует увеличению количества предложений на потребительском рынке, все больше компаний сектора становятся публичными, позволяя инвесторам диверсифицировать портфель, включая в него бумаги сектора розничной торговли, фармацевтики, производства косметики, соковой и молочной продукции, предприятий сельского хозяйства. 2007 год был очень насыщенным для компаний потребительского сектора, чьи акции размещены на фондовом рынке.

Многие продемонстрировали стремительный рост котировок. В лидерах роста можно выделить акции ВЕРОФАРМа (+67% в РТС), «Вимм-Билль-Данна» (+80% в РТС), «Росинтер Ресторантс Холдинга» (+65% в РТС). Хороший рост показали акции «Магнита» (+44%) и «Аптечной сети 36,6» (+28). На месте стояли акции «Седьмого Континента», отрицательную динамику по итогам года показали акции «Калины» (-20% в РТС).

В последние годы компании потребительского сектора активно привлекают средства путем размещения части своихакций на фондовом рынке. В течение 2007 года IPO провели розничная сеть «Дикси», сеть ресторанов «Росинтер Ресторантс Холдинг», ликеро-водочная компания «Синергия», розничная сеть электроники и бытовой техники «М.Видео» и производитель детского питания «Нутритек».

Итоги и перспективы

В 2007 году лидерами по выручке среди розничных сетей стали X5 Retail Group (бо-лее 5,32 млрд долл.), METRO C&C (более 4,6 млрд), «Магнит» (более 3,6 млрд), Auchan (более 3,2 млрд). Рост выручки обусловлен реализацией крупных инвестиционных проектов и заключением сделок по слиянию и поглощению. Например, X5 Retail Group N.V. в конце 2007 года приобрела две региональные сети и готовится к реализации опциона на покупку сети «Карусель» более чем за 1 млрд долл. Сеть Auchan в 2007 году также сформировала значительные предпосылки увеличения роста выручки за счет приобретения права управления 14 гипермаркетами «Рамстор». Лидером среди розничных сетей является X5 Retail Group – №1 по обороту торговли и выручке, кроме того, развитие формата гипермаркета будет способствовать увеличению капитализации и, соответственно, росту акций компании. «Магнит» также выглядит очень привлекательно. Его нацеленность на покупателей со средним уровнем дохода дает ему возможность легко проникать в регионы и завоевывать большую долю рынка. Также очень перспективно выглядят акции «Дикси Групп». По словам нового владельца Игоря Кесаева, на базе компании будет создана крупнейшая сеть розничной торговли в России. Однако пока инвесторы не очень охотно наращивают доли акций потребительского сектора в своих портфелях. В то же время рост котировок этих компаний в 2007 году показал, что их целесообразно включать в инвестиционный портфель в целях его диверсификации и защиты. В 2008 году мы ожидаем дальнейшего развития розничных компаний и прогнозируем усиление внимания инвесторов к компаниям потребительского сектора. Предстоящие IPO («Евросеть», «Нидан Соки», ТД «Копейка», ГК «Виктория») будут способствовать росту котировок, а вторичные размещения повысят ликвидность акций.

RUEN